05
Июн
2025

Федеральный законодатель определил перечень действий, образующих освоение земельного участка, а также установил признаки неиспользования земельных участков, отнесённых к землям населённых пунктов

К числу наиболее ярких законодательных новелл, которыми прирос Земельный кодекс РФ в 2025 году, относится правовая норма, введённая в действие Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 307-ФЗ под названием «Освоение земельных участков из состава земель населённых пунктов и их использование». Данная правовая норма вступила в силу с 1 марта 2025 года. Основное значение этой правовой нормы состоит в том, что законодатель провёл чёткий водораздел между «освоением земельного участка» и «использованием земельного участка». При этом освоение земельного участка предшествует использованию и представляет собой комплекс действий, которые направлены на приведение земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с видом разрешённого использования. К числу важнейших моментов, которые необходимо учитывать в контексте категорий «освоение земельного участка» и «использование земельного участка», принадлежит то обстоятельство, что для освоения земельного участка, отнесённого к категории земель «земли населённых пунктов», правообладателю такого земельного участка отводится три года с момента его приобретения на том или ином виде права (п. 2 ст. 85.1 Земельного кодекса РФ). Таким образом, законодатель предоставляет правообладателю земельного участка своего рода временной карт-бланш, давая понять, что в течение трёх лет его никто не будет беспокоить в связи с возможным неиспользованием земельного участка по целевому назначению.

Далее следует учитывать, что положениями ст. 85.1 Земельного кодекса РФ было предусмотрено, что законодатель должен был определить перечень действий, подпадающих под освоение земельного участка (п.1 ст. 85.1), а также установить признаки неиспользования земельных участков, отнесённых к категории «земли населённых пунктов» (п. 5 ст. 85.1). На момент вступления в силу положений ст. 85.1 Земельного кодекса РФ вышеуказанные признаки и критерии установлены не были. И вот, совсем недавно законодатель исполнил предписания, которые были закреплены в п.п. 1, 5 ст. 85.1 Земельного кодекса РФ, в частности, Правительство РФ:

– своим распоряжением от 24 апреля 2025 года № 1021-р утвердило Перечень мероприятий по приведению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

– а постановлением от 31 мая 2025 года № 826 установило признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков».

В настоящей заметке мне не хотелось бы за счёт использования функций «copy and paste» размещать заимствования из вышеуказанных нормативных правовых актов – все те, кому это интересно, могут открыть соответствующие нормативные акты и ознакомиться с ними в первоисточнике. Мне хотелось бы сделать ставку на концептуальные аспекты в контексте вышеуказанных нормативных правовых актов.

В связи с этим необходимо отметить, что в полном соответствии с идеей, нашедшей своё выражение в п. 2 ст. 85.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой срок освоения земельного участка составляет три года, в п. 2 постановления Правительства РФ от 31 мая 2025 года № 826 законодатель предусмотрел, что «признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков … применяются по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 85.1 Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, законодатель в очередной раз даёт понять, что трёхлетний период времени, отчёт которого начинается с момента приобретения земельного участка, носит для владельца земельного участка подготовительный характер – иными словами, в течение первых трёх лет с момента приобретения земельного участка его владелец не может быть привлечён к ответственности за неиспользование земельного участка в соответствии с видом разрешённого использованием и целевым назначением (категория земель).

Второй момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, состоит в том, что критерии неиспользования земельных участков, определённые постановлением Правительства РФ от 31 мая 2025 года № 826, носят как срочный (то есть обусловленные неисполнением владельцем земельного участка тех или действий в определённый срок), так и несрочный характер. К числу срочных критериев относятся, к примеру, такие как отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома (п. «в» п. 1 перечня). Примером несрочных критериев является, например, захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пп. «а» п. 1). Как можно догадаться, в случае с критериями, которые носят срочный характер, ответственность за неиспользование земельного участка может наступить только по истечении соответствующего срока (например, не возведение индивидуального жилого дома) начиная с окончания трёхлетнего срока, предоставленного для освоения земельного участка. В свою очередь, в случае с критериями, которые не носят срочный характер (например, захламление земельного участка), ответственность должна наступить по факту посредством своего рода объективного вменения – вне зависимости от количества времени, прошедшего с момента окончания трёхлетнего срока на освоение земельного участка.

Полагаю, что принятые Правительством РФ нормативные правовые акты, которые были упомянуты в настоящей заметке, будут иметь большое значение для правоприменительной практики. В особенности, это касается перечня признаков неиспользования земельных участков, отнесённых к землям населённых пунктов, если учитывать, что до определения Правительством РФ данных признаков (постановление Правительства РФ от 31 мая 2025 года № 826) критерии неиспользования земельных участков были установлены только для земельных участков сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»), что влекло за собою изрядную неопределённость при принятии решений о привлечении к ответственность за неиспользование земельных участков, отнесённых к категории земель «земли населённых пунктов».