12
Авг
2024

Почему классификатор видов разрешённого использования земельных участков не предусматривает такой вид разрешённого использования как «крестьянское фермерское хозяйство»?

Крестьянское фермерское хозяйство представляет собой один из наиболее быстро развивающихся институтов земельного права, который пользуется существенной  поддержкой со стороны государства, о чём свидетельствует:

– наделение крестьянских фермерских хозяйств (граждане, зарегистрированные в качестве фермеров со статусом индивидуальных предпринимателей, или крестьянские хозяйства, зарегистрированные в качестве юридического лица) правом приобретать земельные участки, отнесённые к землям сельскохозяйственного назначения, на срок до пяти лет без проведения торгов (ст. 10.1 Федерального закона от 14.07.2022 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

– наделение крестьянских фермерских хозяйств правом на возведение на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в том числе, на сельскохозяйственных угодиях, индивидуального жилого дома (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

– наделение крестьянских фермерских хозяйств правом реализовывать услуги в сфере сельского туризма с правом размещения туристов в жилых домах (п.п. 1, 4 ст. 19 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ) – в так называемых «глэмпингах».

Теперь, запечатлев в памяти вышеуказанные возможности, которые открыты перед фермерами, обратимся к институту вида разрешённого использования земельного участка. Внимательный юрист-земельщик рано или поздно неизбежно обратит внимание на то, что среди видов разрешённого использования земельных участков, которые предусмотрены классификатором видов разрешённого использования земельных участков и циркулируют в гражданском обороте, есть такие виды разрешённого использования, которым соответствуют одноимённые самостоятельные процедуры предоставления земельных участков, урегулированные  Земельным кодексом РФ. Так, например, есть вид разрешённого использования «ведение огородничества», а ему корреспондирует процедура предоставления земельного участка для огородничества без проведения торгов, предусмотренная пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. С одной стороны, существуют виды разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство», «личное подсобное хозяйство» и «ведение садоводства», а, с другой стороны, существует самостоятельная процедура предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства, урегулированная ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Следует отметить, что вплоть до самого недавнего времени, а именно до 8 августа 2024 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья 39.18 Земельного кодекса РФ распространяла своё действие и на приобретение земельных участков для крестьянского фермерского хозяйства. Однако, если мы обратимся к ныне действующему классификатору видов разрешённого использования земельных участков, который утверждён приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, то мы увидим, что такой вид разрешённого использования как «крестьянское фермерское хозяйство» им элементарно не предусмотрен. Не был предусмотрен этот вид разрешённого использования и ранее действовавшим и к настоящему времени уже утратившим силу классификатором, который был введён в действие приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года № 540.

Из того обстоятельства, что классификатором не предусмотрен вид разрешённого использования земельного участка «крестьянское фермерское хозяйство», однозначно следует, что с даты введения в действие классификатора, который был утверждён 1 сентября 2014 года, земельные участки с таким видом разрешённого использования из земель, находящихся в публичной собственности, образовываться не могли – с таким видом разрешённого использования формироваться могли только земельные участки в результате преобразования существующих земельных участков (так называемые производные способы образования земельных участков, к которым относятся раздел, объединение, выдел и перераспределение).

В связи с изложенным, если отталкиваться от того, что образование новых земельных участов с видом разрешённого использования «крестьянское фермерское хозяйство» из земель, находящихся в публичной собственности, не представляется возможным, возникает вопрос, земельные участки с каким видом разрешённого использования должны приобретаться или земельные участки с каким видом разрешённого использования должны формироваться (в случае предварительного согласования предоставления земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания), чтобы крестьянское хозяйство могло разместить своё производство и, в том числе, реализовать те три возможности, о которых мы упомянули в начале настоящей статьи.

Ответ таков – невключение вида разрешённого использования «крестьянское фермерское хозяйство» в классификатор объяснялось тем, что законодатель решил детализировать направления сельскохозяйственного производства, осуществляемые крестьянским хозяйством, для чего предусмотрел виды разрешённого использования, перечисленные в пунктах 1.1-1.20 классификатора (начиная от растениеводства и заканчивая выпасом сельскохозяйственных животных), который подведены под общую родовую категорию «сельскохозяйственное использование» (код 1.0).

Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, в постановлении от 1 июля 2024 года по делу № А06-7003/2023 12-й арбитражный апелляционный суд, рассматривая исковое заявление муниципалитета о расторжении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с превышением предельного максимального размера земельного участка, отметил следующее: «Необходимо отметить, что современные нормы земельного законодательства не предусматривают такой вид разрешенного использования земельного участка – «для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства». В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков … для земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование», который включает в себя подвиды с кодами 1.1-1.20 (растениеводство, выращивание зерновых культур, овощеводство и т.д.). Среди существующих видов разрешенного использования нет такого как: «для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства». Таким образом, положения части 1.1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-03 применимы в случае предоставления органом публичной власти КФХ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», поскольку данное целевое использование «для сельскохозяйственного производства» охватывается понятием хозяйственной деятельности КФХ». Аналогичные рассуждения на счёт того, что разрешённое использование земельного участка «для сельскохозяйственного производства» охватывается хозяйственной деятельностью КФХ, также приведены в постановлении 12-го арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года по делу № А06-8486/2020.

Земельные участки с видами разрешённого использования, предусмотренными кодами 1.1-1.20 классификатора видов разрешённого использования земельных участков, могут находиться во владении не только КФХ, однако предусмотрение таких видов разрешённого использования в классификаторе было обусловлено именно необходимостью законодательного обеспечения деятельности крестьянских фермерских хозяйств.

Если же рассуждать об основаниях для получения специальных возможностей, которые применительно к землям сельскохозяйственного назначения открыты именно перед крестьянскими хозяйствами (и которые были перечислены в начале этой заметки), то юридическим фактом, который позволяет крестьянскому хозяйству реализовать эти возможности, является не приобретение земельного участка с разрешённым использованием «крестьянское фермерское хозяйство», а регистрация в качестве КФХ в налоговом органе – в виде ИП или юридического лица. Соответственно, зарегистрированное крестьянское хозяйство приобретает право получить земельный участок, отнесённый к землям сельхозназначения, либо на срок до пяти лет в рамках специальной процедуры, предусмотренной ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо инициировать процедуру предоставления земельного участка на торгах в соответствии со ст. 39.11-39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если требуется более длительный срок аренды.