Конституционный суд РФ отмечает, что перераспределение осуществляется в соответствии с рядом важных принципов, одним из которых является принцип целевого использования земель
Процедура перераспределения земель, введённая в действие с 1 марта 2025 года на смену упразднённой процедуре предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (утратившая силу ст. 34 Земельного кодекса РФ), урегулированная ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, позволяющая увеличивать земельные участки, находящиеся в частной собственности, за счёт присоединения к ним земель, находящихся в публичной собственности, представляет собой абсолютно уникальную юридическую процедуру, которая стоит особняком относительно процедур предоставления земельных участков без проведения торгов и предоставления земельных участков на торгах.
Главное преимущество данной процедуры, которая неизменно подразумевает формирование нового земельного участка, образуемого путём присоединения публичных земель к земельному участку, находящемуся в частной собственности, состоит в том, что, несмотря на большое количество оснований для отказа в перераспределении земель, установленных законом (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ), она, будучи предметом отдельного правового регулирования со стороны законодателя, предполагает приобретение публичных земель без проведения торгов.
И, действительно, в случае отсутствия оснований для отказа в перераспределении орган местного самоуправления «предоставляет» публичные земли без инициирования аукциона по предоставлению земельного участка на праве частной собственности или аукциона по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка.
Институт перераспределения земель основывается на ряде принципов земельного законодательства, выработанных в теории и в практике. Наилучший способ узнавания и усвоения этих принципов состоит в ознакомлении с судебными актами, отражающими закономерности судебной практики по спорам, вытекающим из реализации процедуры перераспределения земельных участков.
Так, моё внимание привлекло определение Конституционного суда РФ от 29 мая 2025 года № 1361-О/2025 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Арсентьева Василия Фридриховича на нарушение его конституционных прав положениями статей 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации», которое было вынесено по итогам рассмотрения конституционной жалобы гражданина, который в судах общей юрисдикции не смог добиться возложения на орган местного самоуправления обязанности заключить соглашения о перераспределении земель, подразумевающего прирезку к земельным участкам, принадлежащим на праве частной собственности, земельного участка с видом разрешённого использования «земли общего пользования» (насколько мы помним, в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ приватизации земельных участков общего пользования не допускается, в связи с чем гражданину и было отказано в заключении соглашения). Специфика ситуации состояла в том, что на момент инициирования процедуры перераспределения земель земельный участок, на приобретение которого путём перераспределения претендовал В.Ф. Арсентьев, имел тот же вид разрешённого использования, что и увеличиваемый земельный участок, принадлежавший на праве собственности. Таким образом, невозможность реализации процедуры перераспределения была продиктована тем, что после подачи заявления о заключении соглашения о перераспределении земель по инициативе органа публичной власти имело место изменение разрешённого использования публичного земельного участка на «земли общего пользования». В итоге В.Ф. Арсентьев обратился с конституционной жалобой на положения правовых норм ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ постольку, поскольку «…они допускают отказ в перераспределении земельных участков, имевших одинаковый вид разрешенного использования на день подачи соответствующего заявления и измененный в отношении одного из них, относящегося к публичной собственности, до принятия решения по этому заявлению».
При вынесении решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению Конституционный суд РФ сделал акцент на двух юридических принципах:
1. На принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан в земельных отношениях;
2. На принципе целевого использования земель, сопряжённого с принципом сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Содержание первого принципа Конституционный суд РФ раскрывать не стал. Мы можем сделать это самостоятельно. Проявление принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан в ходе реализации процедуры перераспределения земель наиболее выпукло выражается в том, что, с одной стороны, процедура перераспределения земель реализуется без проведения торгов (законные интересы граждан), но, с другой стороны, в силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ процедура перераспределения земель не может быть реализована, если в границах территории, запрошенной к присоединению путём перераспределения, может быть сформирован самостоятельный земельный участок (общественные интересы).
Что касается второго принципа, который должен применяться в неразрывном единстве с первым, то Конституционный суд РФ в своём определении от 29 мая 2025 года № 1361-О/2025 разъяснил, что данный принцип сводится к «… презумпции разумности и обоснованности отнесения органами публичной власти земель к той или иной категории и установления видов разрешенного использования земельных участков». То есть, иными словами, по мнению Конституционного суда РФ, действия органов публичной власти по установлению видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, должны презюмироваться в качестве разумных и обоснованных. Таким образом, применение принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан в земельных отношениях во взаимосвязи с принципом целевого использования земель означает, что, с одной стороны, заинтересованные лица вправе претендовать на приобретение публичных земель в порядке перераспределения без проведения торгов, с другой стороны, органы публичной власти, распоряжающиеся публичными землями, вправе в публичных целях (в целях неопределённого круга лиц) принимать решения об установлении видов разрешённого использования земельных участков, которые презюмируются законными и обоснованными и одновременно могут влечь за собой наличие основания для отказа в перераспределении земель. По мнению Конституционного суда РФ, совместное применение рассмотренных нами принципов «… в наибольшей степени способствует максимально эффективному использованию земли, а значит, сохранению и приращению общественного блага, что содействует устойчивому экономическому росту страны и повышению благосостояния граждан».
Таким образом, в ситуациях, связанных с перераспределением земельных участков, принцип целевого использования земель представляет собой фактор, который может обуславливать ограничение возможностей по реализации процедуры перераспределения земельных участков и тем самым уравновешивает те преимущества, которые сводятся к тому, что перераспределение осуществляется без проведения торгов.