В чём состояла специфика привилегий, которые Русская православная церковь получила при приобретении имущества религиозного назначения в Калининградской области по закону 2010 года?
Одним из самых ярких законотворческих событий 2010 года стало принятие Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В общем и целом этот закон предусматривал введение специального и весьма несложного порядка передачи религиозным организациям недвижимого имущества, используемого в религиозных и в сопряжённых с ними целям, которое на дату принятия закона находилось в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. С тех пор прошло уже 14 лет, и юристы успели порядком подзабыть события, которые разворачивались вокруг принятия этого закона в 2010 году. В связи с этим мне хотелось бы оживить в памяти события, которые происходили на почве имплементации закона в калининградском регионе. В данном контексте следует напомнить, что если в границах континентальной России реализация закона протекала относительно плавно (за исключением наверное Санкт-Петербурга, где имели место протесты на счёт передачи в собственность Русской православной церкви Казанского собора), то в Калининградской области принятие закона произвело эффект разорвавшейся бомбы. Чем это было обусловлено?
Причина состояла в том, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ передача имущества религиозного назначения должна была осуществляться с учётом конфессиональной принадлежности такого имущества. Таким образом, имущество религиозного назначения должно было отчуждаться в пользу тех религиозных организаций, которым оно изначально принадлежало исторически.
Специфика ситуации, имевшей место в Калининградской области, состояла в том, что до 1945 года территория нашего региона была частью провинции «Восточная Пруссия» в составе Германского рейха, в связи с чем формально на приобретение сохранившихся или руинированных объектов религиозного назначения могли претендовать иностранные религиозные организации, в частности, католические и лютеранские.
Поскольку передача объектов религиозного назначения в собственность иностранных религиозных организаций, в силу всем понятных соображений, была несовместима с соображениями о защите суверенитета нашего региона, в Калининградской области – с целью предотвращения юридической экспансии со стороны иностранных религиозных организаций – был оперативно реализован сценарий безвозмездной передачи объектов религиозного назначения, ранее до 1945 года принадлежавших католической церкви и протестантской (лютеранской) церквям, в собственность Русской православной церкви. Так, в частности, передача имущества, находившегося в собственности Калининградской области, была оформлена Законом Калининградской области от 28 октября 2010 года № 502. Передача имущества, находившегося в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), была осуществлена на основании распоряжения Правительства РФ от 24 мая 2010 года № 841-р. Переданы были не только здания кирх, но и здания и руины орденских замков.
Особенность процесса передачи имущества религиозного назначения в собственность Русской православной церкви в Калининградской области состояла в том, что передаче подлежали не только сохранившиеся объекты недвижимости (например, кирхи, замки или их руины), но и территории, на которых ранее располагались объекты религиозного назначения, не сохранившиеся в натуре на момент принятия Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ.
Иными словами, в собственность Русской православной церкви был передан ряд территорий, в границах которых на момент передачи недвижимого имущества объекты религиозного назначения отсутствовали. В качестве примера такой практики можно привести объект по ул. Сергеева, д. 12 в Ленинградском районе г. Калининграда между зданием дома профсоюзов и домом творчества детей и юношества. Так, если обратиться к распоряжению Правительства РФ от 24 мая 2010 года № 841-р, мы увидим, что в перечне передаваемых объектов недвижимого имущества фигурировал церковный дом по ул. Сергеева, д. 12, литера Б, в то время как на момент передачи этот объект в натуре не существовал. Впоследствии в границах территории, на которой ранее располагался церковный дом, был образован и безвозмездно предоставлен в собственность Русской православной церкви земельный участок с кадастровым номером 39:15:132402:83 площадью 9600 кв.м с разрешённым использованием «под нежилое здание (на руинах баптистской капеллы), нежилое здание (церковный дом) и дом пастора (инженерное сооружение)». Насколько мне известно, формирование и предоставление РПЦ вышеуказанного земельного участка повлекло за собой невозможность реализации проекта по строительству крупного жилого комплекса на берегу Нижнего пруда.
Таким образом, по итогам реализации процесса передачи имущества религиозного назначения на основании Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ в Калининградской области был выбит фундамент из-под имущественной экспансии со стороны иностранных религиозных организаций, и соответствующие культовые объекты были застолблены за Русской православной церковью, которая приобрела не только сохранившиеся объекты религиозного назначения (замки, кирхи и бурги), но и земельные участки, в границах которых объекты культового назначения на момент передачи не сохранились.