24
Май
2022

На фоне глобальных вызовов для российской экономики приняты особые нормы градостроительного права, рассчитанные на поддержку застройщиков

Мы живём в эпоху глобального переустройства и переформатирования мира – того мира, который существовал до 24 февраля 2022 года, больше не существует. В отношении нашей страны ведётся полноценная гибридная война, одной из составляющей которой являются экономические санкции. Ответом российского государства на вызовы, объявленные российской экономике, стало введение в действие специальных законодательных новелл, направленных на то, чтобы поддержать участников общественных отношений в сфере землепользования и градостроения. В прошлом материале мною были рассмотрены законодательные новеллы, которые были введены в действие постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году». В своей сегодняшней заметке мне хотелось бы дать обзор законодательных новелл, которые рассчитаны на поддержку застройщиков и нашли своё отражение в постановлении Правительства РФ от 02.04.2022 № 575 «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию».

1. Насколько известно, процесс утверждения документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки и проект межевания, носит многоступенчатый характер. И первой стадией такого процесса, по общему правилу (за исключением случаев, установленных п. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ), является принятие компетентным органом публичной власти решения о подготовке документации по планировке территории (п. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, лицо, заинтересованное в утверждении выгодней ему градостроительной документации, сперва должно получить согласие органа публичной власти на подготовку такой документации.

Приведём пример применительно к условиям, существующим в Калининградской области: если в отношении территории кадастрового квартала города Калининрада утверждён проект межевания, не предусматривающий необходимое заинтересованному лицу градостроительное решение (к примеру, перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности), то заинтересованное лицо сперва обращается в Министерство градостроительной политики  Калининградской области с заявлением об издании приказа о подготовке изменений в существующий проект межевания территории, которые будут предусматривать нужное градостроительное решение. Лишь после этого заинтересованному лицу есть смысл обращаться в организацию, специализирующуюся на разработке проектов планировки и проектом межевания. Лишь в том случае, если Министерством градостроительной политики Калининградской области принято решение о подготовке документации по планировке территории, такая документация в конечном итоге может быть утверждена. Соответственно, представление на утверждение в Министерство градостроительной политики Калининградской области материалов по проекту планировки или проекту межевания, в отношении которых не принималось решение об их разработке, означает, что усилия застройщика по разработке таких метариалов представляли собой «мартышкин труд».

Смысл рассматриваемой законодательной новеллы, нашедшей отражение в пп. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2022 № 575, заключается в том, что до 1 января 2023 года принятие решения о подготовке документации по планировке территории органом публичной власти больше не является необходимой стадией процесса разработки такой документации – в частности, анализируемая правовая норма напрямую гласит о том, что до 1 января 2023 года «… в целях подготовки документации по планироке территории и внесения изменений в такую документацию принятие решения о подготовке документации по планировке территории и решения о подготовке изменений в документацию по планировке территории не требуется». На практике данная мера означает значительную экономию времени для застройщиков, которые, будучи заинтересованными в приобретении земельных участков, для формирования которых требуется документация по планировке территории, больше не должны согласовывать инициирование процесса принятия документации по планировке территории с органом публичной власти – теперь и вплоть до 1 января 2023 года застройщики могут сразу же заказывать необходимые кадастровые работы в лицензируемой организации. Если же обращаться к реалиям Калининградской области, то в соответствии с п. 11 постановления Правительства Калининградской области от 13.12.2017 № 667, который регулирует порядок подготовки документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, застройшику, после принятия соответствующего решения, достаточно просто уведомить Министерство градостроительной политики о таком решении в течение 10 дней с момента его принятия.

Вместе с тем, в контексте анализируемой законодательной новеллы необходимо отметить, что постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 575 ни в коем случае не отменяет необходимость прохождения процедуры согласования документации по планировке территории с уполномоченным органом публичной власти, а также процедуры её проверки на соответствие п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ и процедуры утверждения. Таким образом, до 1 января 2023 года отменяется необходимость согласования с органом публичной власти только первой стадии на пути к утверждению документации по планировке территории – стадии принятия решения о её разработке, в то время как в остальном процедура остаётся прежней (пп.пп. «б», «в», «г» п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629).

2. Среди важных норм, вводимых в действие постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 575, следует выделить правовую норму п. 3, в соответствии с которой на один год продлевается срок использования информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и внесения изменений в него – в случае, если указанный срок истекает между датой вступления в силу постановления Правительства РФ от 02.04.2022 № 575, то есть 13 апреля 2022 года, и 1 января 2023 года.

Насколько известно, в силу п. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ срок действия такой содержащейся в ГПЗУ информации составляет три года, после истечения этого срока застройщику необходимо оформлять новый ГПЗУ. Рассматриваемая новелла также позволит сэкономить застройщику значительные организационные затраты.

3. Основной новеллой, вводимой в действие постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 575, призвано было стать положение п. 1 данного постановления, в соответствии с которым автоматически, то есть по умолчанию, продлевается срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, если срок их действия истекает между датой вступления рассматриваемого постановления в силу – 13 апреля 2022 года – и 1 января 2023 года. Применительно к этой новелле комментарии излишни.

В заключение отметим, что постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 575 было принято на основании Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».