15
Мар

Теперь уж наверняка: земельные участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, исключены из числа ограниченных в обороте

На моем сайте размещались публикации, посвящённые вопросу о том, насколько правомерны отказы калининградской городской администрации в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Так, в частности, 7 июля 2019 года мною была опубликована статья под названием «Вправе ли администрация отказывать в предоставлении земельного участка в собственность, если он попадает в границы зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения I и II поясов?». 1 июля 2021 года мною была размещена  заметка «Первый и второй пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения больше не являются препятствием к предоставлению земельных участков в собственность: размышления в контексте Определения Верховного суда РФ».

Обе эти публикации были написаны и размещены в период действия редакции ст. 27 Земельного кодекса РФ, которая напрямую предусматривала, что земельные участки, попадающие в границы первого и второго поясов, являются ограниченными в обороте, в связи с чем не могут быть предоставлены в собственность (пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). В статьях, опубликованных по рассматриваемой тематике, с учётом отдельных прецедентов из судебной практики мною предпринимались попытки обосновать, что, несмотря на имеющиеся невыгодные правообладателям земельных участков положения норм Земельного кодекса РФ, применительно к территории города Калининграда отказы местной администрации в предоставлении земельных участков в собственность всё-таки неправомерны в связи  с тем, что утратил силу правовой акт администрации Калининградской области, которым устанавливались границы второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Однако, к сожалению, расчёт на эти аргументы не оправдался. Несмотря на наличие «положительного» судебного прецедента, в рамках которого отказ калининградской городской администрации в предоставлении земельного участка в собственность однажды был признан незаконным (решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26.10.2020 по административному делу № 2а-3978/2020), тот же Центральный районный суд г. Калининграда, в нарушение принципа единства судебной практики, продолжал выносить решения об отказе в удовлетворении исковых требований о понуждении администрации ГО «Город Калининград» к предоставлению в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (например, решение Центрального районного суда г. Калининграда от 30.08.2021 по делу № 2а-4101/2021). С учётом того, что территория, занимаемая вторым поясом зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, составляет более одной трети площади города Калининграда, правообладатели многочисленных земельных участков по-прежнему оказались лишены возможность перевести свои земельные участки из «аренды в собственность». Таким образом, ситуация могла коренным образом измениться лишь благодаря законодателю.

И долгожданное решение законодателя в конечном итоге состоялось. Оно явилось в лице предельно лаконичного Федерального закона от 16.02.2022 № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом  от 16.02.2022 № 9-ФЗ, который вступил в силу 27 февраля 2022 года, отныне ограниченными в обороте остаются только земельные участки, которые попадают в границы первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Земельные участки, расположенные во втором поясе, теперь могут быть легально приобретены в собственность. Следовательно, одной головной болью для владельцев земельных участков стало меньше.