02
Мар

Классификация земельных участков

Анализ современной юридической литературы показывает, что вопрос о классификации земельных участков является недостаточно изученным. В законодательстве и научных источниках содержание разновидностей земельных участков не раскрывается, информация по данному вопросу, имеющаяся в открытом доступе, носит разрочненный и спорадичный характер.

Вместе с тем, классификация земельных участков имеет важное теоретическое и практическое значение:

  • классификация земельных участков актуальна с точки зрения юридической систематики в плане упорядочивания юридической терминологии;
  • классификация земельных участков важна для упорядочивания некоторых положений науки земельного права;
  • знание о классификации земельных участков необходимо в процессе обучения практических работников, осуществляющих трудовую деятельность в области земельного права, и непосредственно влияет на уровень их профессиональной подготовки.

При рассмотрении классификации земельных участков сперва остановимся на их общепризнанной дифференциации по критерию делимости, что отсылает к основам гражданско-правового учения о вещах.

С точки зрения делимости земельные участки подразделяют на делимые и неделимые.

Под делимыми вещами в доктрине гражданского права понимаются вещи, физический раздел которых не влечет утрату ими полезных свойств и не препятствует тому, чтобы новая вещь, образованная в результате раздела, могла участвовать в гражданском обороте в качестве объекта гражданских прав. Неделимой, напротив, признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения её назначения, и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав [1].

Очевидно, что в силу особенностей юридической природы земельных участков вести речь об их делимости или неделимости следует в отрыве от их физических свойств. Земля как природный ресурс и материальная субстанция делима до бесконечности. Однако земельный участок выступает в качестве бестелесной идеальной вещи, делимость которой обусловлена не физическими свойствами земли, а специальными юридическими критериями, которые предусмотрены нормами земельного законодательства.

Изначально критерии делимости земельных участков были установлены в п. 2 ст. 6 первой редакции Земельного кодекса РФ. Делимый земельный участок был определен законодателем как земельной участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из содержания вышеуказанной нормы следовало, что возможность раздела земельного участка связывалась с выполнением двух условий:

  • возможностью образования самостоятельных земельных участков, которые могли стать объектом кадастрового учета;
  • отсутствием необходимости перевода земельного участка, образованного в результате раздела, в состав земель иных категорий.

На практике главным условием раздела земельных участков выступала  возможность образования самостоятельных земельных участков исходя из их предельных минимальных и максимальных размеров (норм предоставления), которые, в зависимости от разрешенного использования, установлены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами, иными словами, недопустимым считался раздел земельного участка, если в результате такового будут образованы земельные участки, не соответствующие минимально допустимым или предельно возможным максимальным размерам.

Редакцией Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 24.10.2008, понятие делимого земельного участка было исключено.

До появления нового определения неделимого земельного участка  пришлось ждать до 01.03.2015, когда вступила в силу обновлённая редакция Земельного кодекса РФ, подготовка которой стало следствием проведения масштабной земельной реформы. Немалое удивление вызвал тот факт, что понятие неделимого земельного участка было размещено не в общих положениях Земельного кодекса РФ, а в статье 39.20, которой по настоящее время регулируется порядок предоставления земельных участков под существующие здания и сооружения без проведения торгов.

Понятие неделимого земельного участка было существенно расширено. С 1 марта 2015 года под таковым понимается земельный участок, который не может быть образован без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, которые установлены ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Отметим, что перечень таких условий довольно широк, он не далеко не исчерпывается соблюдением минимально допустимых и предельно возможных размеров и объемлет большое количество разнообразных юридических ситуаций.

Исходя из действующего на данный момент определения неделимого земельного участка таковые могут быть подразделены на:

  • земельные участки, являющиеся неделимыми до предела, определяемого минимальными размерами;
  • земельные участки, которые являются неделимыми в принципе вне зависимости от соблюдения предельных размеров.

С точки зрения внутренней структуры земельные участки могут быть подразделены на простые и сложные. Простые земельные участки состоят из одного замкнутого контура и предназначены для размещения одного иди нескольких объектов, расположенных в границах такого контура. Простых земельных участков абсолютное большинство. Сложные земельные участки, как правило, состоят из нескольких обособленных замкнутых контуров и предназначены для размещения нескольких объектов с единым функциональным назначением.

В гражданском обороте сложные земельные участки выступают в виде официальных юридических конструкций «единых землепользований» и «многоконтурных земельных участков».

Отметим, что в основе выделения простых и сложных земельных участков, как и в случае с делимыми и неделимыми участками, лежит проводимое в вещном праве разграничение между простыми и сложными вещами, последние могут быть соединены между собой таким образом, что несмотря на физическую обособленность могут быть использованы по общему назначению (ст. 134 Гражданского кодекса РФ).

Единое землепользование по сравнению с многоконтурным земельным участком является более возрастной юридической конструкцией. В период действия Закона «О государственном земельном кадастре» в понятийном аппарате отечественного землеустройства и кадастра употреблялся только термин «единое землепользование». С момента вступления в силу Закона «О государственном кадастре недвижимости» (01.03.2008) и вплоть до момента признания утратившими силу Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам [11], которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660 (29.06.2011), допускалось сосуществование двух юридических конструкций – «единое землепользование» и «многоконтурный земельный участок». Однако начиная с 29.06.2011 в целях размещения нескольких пространственно обособленных объектов единого функционального назначения допускается образование только многоконтурных земельных участков. Вместе с тем, следует учитывать, что единые землепользования, образованные в течение указанного выше периода времени, не подлежат ликвидации и сохраняются в качестве объектов вещных прав.

С точки зрения внутренней конфигурации, по сравнению с многоконтурными земельными участками, единые землепользования отличались большой вариативностью. Ведомственными подзаконными нормативными актами [10] предусматривалось, что в составе единого землепользования могли находиться как «обособленные участки», то есть отделенные друг от друга землями или другими земельными участками, так и «условные участки» – смежные земельные участки, разделяемые между собой условной линией кадастрового деления.

В отличие от единого землепользования многоконтурные земельные участки могут включать в себя только пространственно обособленные замкнутые контуры, не имеющие общих границ.

Подтверждение того, что контуры многоконтурного земельного участка не должны иметь смежных границ, а должны быть отграничены друг от друга в пространстве, также следует из разъяснений Минэкономразвития России  [9, 2, 5, С. 81-85] указывающего, что образование многоконтурного участка не может быть осуществлено путем объединения или перераспределения – то есть способами, которые в силу прямого указания закона предназначены исключительно для преобразования смежных земельных участков.

Отличие между едиными землепользованиями и многоконтурными земельными участками можно провести и по правовому статусу их составляющих элементов. При кадастровом учете единого землепользования уникальный кадастровый номер присваивался как самому единому землепользованию, так и образуемым в его составе земельным участкам. Составными элементами многоконтурного земельного участка, напротив, выступают только внутренние контуры, которые не являются ни самостоятельными земельными участками, ни его частями. Кадастровый номер присваивается только многоконтурному участку, контурам присваиваются лишь учетные номера.

На практике образование многоконтурных земельных участков, как и в случае с их предшественниками – едиными землепользованиями, актуально при размещении линейных объектов (например, линий электропередач, автомобильных и железных дорог, линий связи). По итогам исследований в сфере особенностей кадастрового учета многоконтурных земельных участков правоведами определён примерный перечень таких объектов [6, С. 152].

Вместе с тем, надо иметь в виду, что перечень объектов, под которыми формируются многоконтурные земельные участки, не ограничивается линейными. Например, в административной практике встречаются случаи образования многоконтурных земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под гаражными обществами, если строения, которые входят в состав последних, пространственно отграничены друг от друга. Нередки ситуации, когда многоконтурные земельные участки образовываются и предоставляются под обслуживание объектов недвижимости, для ведения садоводства и огородничества с учетом фактического, исторически сложившегося землепользования, если оно не представляет собой сплошной пространственный массив, к примеру, в силу прохождения через него линейных объектов, под которые, в свою очередь, образованы другие земельные участки.

Выделение оставшихся разновидностей земельных участков основывается не на общей гражданско-правовой классификации вещей, а продиктовано особенностями правового регулирования в области земельных отношений, землеустройства и кадастровой деятельности.

С точки зрения момента образования и поставки земельного участка на кадастровый учет относительно даты вступления в силу Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки подразделяются на учтенные и ранее учтенные.

Учтенными являются земельные участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, то есть после 01.03.2008.

Законодательное определение ранее учтенных земельных участков отсутствует. В ст. 45 Закона «О государственном кадастре недвижимости» было сформулировано только определение ранее учтенных объектов недвижимости, к которым относятся не только земельные участки, но и другие объекты недвижимого имущества.

Официальное определение ранее учтенных объектов недвижимости неоднократно уточнялось по мере принятия новых редакций указанного закона и, в целом, является довольно сложным для восприятия. С учетом истории становления земельного кадастра и землеустройства в России, по итогам сопоставления норм действующего и утратившего силу земельного и землеустроительного законодательства понятие ранее учтенных земельные участков может быть сформулировано следующим образом. Ранее учтенные земельные участки – это земельные участки, которые:

  • поставлены на кадастровый учет в период действия Закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то есть с 11 июля 2000 года до 1 марта 2008 года;
  • поставлены на кадастровый учет в период действия Закона «О государственном кадастре недвижимости» (после 1 марта 2008 года), но образованы и предоставлены до вступления в силу Закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то есть до 11 июля 2000 года.

В первую группу входят земельные участки, сведения о которых в период действия Закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ вносились в земельный кадастр на основании старой землеустроительной документации (актов отвода границ земельных участков в натуре), а также землеустроительной документации, изготовление которой предусматривалось Законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (проекты территориального землеустройства, проекты границ земельных участков).

К земельным участкам первой группы относятся не только те участки, которые впервые образовывались, предоставлялись и ставились на кадастровый учет в период действия Закона «О государственном земельном кадастре», но и участки, которые были образованы до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре», но были учтены уже в период действия этого закона. Примером таких земельных участков могут быть земельные участки, которые формировалось в 90-е годы XX века и ставились на кадастровый учет на основе инвентаризационных описей, составленных по итогам инвентаризации земель (например, принадлежащие отдельным гражданам садовые земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, изначально отведенного садоводческому объединению).

Во вторую группу входят земельные участки, которые, будучи образованными и предоставленными до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре», по каким-либо причинам не ставились на кадастровый учет в период действия данного закона, а учитывались в государственном кадастре недвижимости уже после вступления в силу Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Примером таких земельных участков могут быть земельные участки, которые еще в 80-е годы XX века предоставлялись в постоянное пользование гаражным обществам и кооперативам, но ставились на кадастровый учет лишь в связи с необходимостью переоформления ими права постоянного бессрочного пользования на право аренды уже в период действия Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, критерием причисления к ранее учтенным земельным участкам второй группы является не момент постановки их на кадастровый учет с присвоением уникального кадастрового номера, а момент их образования на основании землеустроительной документации, действующей на тот или иной момент времени. Как уже отмечалось, земельный кадастр возник в России задолго до вступления в силу одноименного закона. Земельные участки, которые образовывалось до 11 июля 2000 года, учитывались в государственном земельном кадастре (единственное, что им не присваивался уникальный и неповторяющийся кадастровый номер). Таким образом, при закреплении понятия ранее учтенных земельных участков законодатель руководствовался назначением и историей становления земельного кадастра.

К понятию ранее учтенных земельных участков тесно примыкает понятие декларативных земельных участков. Надо отдать должное тому факту, что в законодательстве термин «декларативный земельный участок» не употребляется. Официально такие земельные участки называют «земельными участками, границы которых не установлены в установленном законом порядке».

Декларативные земельные участки – это земельные участки, сведения о местоположения границ которых отсутствуют в кадастре недвижимости.

Декларативными такие земельные участки принято называть постольку, поскольку в силу отсутствия сведений об их границах в государственном кадастре недвижимости информация об их площади черпается из документов, подтверждающих их образование и предоставление, и потому носит декларативный характер.

Логическая взаимосвязь между ранее учтенными и декларативными земельными участками описывается с помощью условной зависимости по типу гипотетического силлогизма modus ponens: «каждый декларативный земельный участок – это ранее учтенный земельный участок, но не каждый ранее учтенный земельный участок является декларативным».

На основании последовательного анализа истории развития земельных отношений, кадастра и землеустройства в России можно выделить две группы декларативных земельных участков [13]:

  • земельные участки, границы которых на местности не устанавливались в принципе;
  • земельные участки, местоположение границ которых определялось на местности с привязкой к окружным границам населённых пунктов в системе координат 1963 года (СК 63) или в условной системе координат.

В первую группу входят ранее учтенные земельные участки, которые образовывались без определения характерных точек границ их местоположения и координат этих точек. В качестве примера можно привести земельные участки, которые отводились гражданам в постоянное пользование под строительство индивидуальных жилых домов на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов».

Отличительной особенностью декларативных земельных участков второй группы является тот факт, что координаты их границ определялись, но в последующем в ходе составления инвентаризационных описей по итогам инвентаризаций земель сведения о местоположении их границ в государственный земельный кадастр по различным причинам не вносились.

В качестве примера могут быть приведены земельные участки, которые на территории города Калининграда закреплялись за индивидуальными жилыми домами в 90-е годы XX века, однако сведения о местоположении границ таких участков при их постановке на кадастровый учет по итогам инвентаризации земель в земельный кадастр не заносились.

Совершение большинства юридически значимых действий в отношении декларативных земельных участков (перерегистрация прав, отчуждение) возможно только после проведения процедуры уточнения местоположения их границ посредством выполнения кадастровых работ.

По критерию постоянства сведений о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости земельные участки можно подразделить на временные и постоянные.

Термин «временный земельный участок» носит официальный статус в силу закрепленности в действующем законодательстве.

Как уже отмелось нами ранее, временный характер сведений предусмотрен для земельных участков, которые поставлены на государственный кадастровый учет в период действия Закона «О государственном кадастре недвижимост» (с 13.05.2008 по 31.12.2016), и права на которые не зарегистрированы в государственном реестре недвижимости. Указание на второй признак временных земельных участков, выражающийся в отсутствии зарегистрированных прав на них, не является случайным. Тем самым мы акцентируем внимание на то, что временными земельными участками не обязательно являются непредоставленные земельные участки. Земельный участок, образованный из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен, но, если такое предоставление не предполагает регистрацию прав в реестре недвижимости (например, при предоставлении в аренду на срок до одного года), земельный участок сохраняет статус временного.

По закону «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время Закон «О кадастровой деятельности») в редакции, действовавшей до 01.01.2017, при образовании из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельный участок неизбежно наделялся статусом временного и подлежал автоматическому снятию с кадастрового учета ФКП Росреестра по прошествии пяти лет с момента постановки на учет при условии отсутствия зарегистрированных в отношении него вещных и иных прав.

Действующий закон «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает временного характера сведений для земельных участков, образованных после 01.01.2017. Вместе с тем, для земельных участков, образованных до 01.01.2017, временный характер сведений сохраняется до   01.03.2022, после чего в случае отсутствия зарегистрированных прав они также подлежат снятию с кадастрового учета.

Диапазон возможностей по распоряжению временными земельными  участкми существенно ограничен. Так, в силу прямого указания закона они не могут быть использования для образования других земельных участков любым из предусмотренных законом способов (п. 7 ст. 72 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Термин «постоянный земельный участок» имеет сугубо теоретическое происхождение и в законодательстве не встречается. К числу постоянных относятся земельные участки, сохранение сведений о которых в государственном кадастре недвижимости не обусловлено истечением какого-либо периода времени или совершением каких-либо юридических действий с ними. В частности, в том числе, постоянными являются земельные участки, которые:

  • утратили свой временный статус в силу регистрации прав на них в реестре недвижимости, после чего сведения о них в кадастре недвижимости приобретают статус «учтенных»;
  • ранее учтенные земельные участки.

В случае с ранее учтенными земельными участками следует учитывать, что по закону «О государственном земельном кадастре» 2000 года временный статус для вновь образованных земельных участков вообще не предусматривался. Все сведения о земельных участках, которые были поставлены на государственный учет в период действия этого федерального закона, носят постоянный характер вне зависимости от того, предоставлены ли они на каком-либо праве или нет. В настоящее время в кадастре недвижимости встречаются ранее учтенные земельные участки, которые так никогда и не были предоставлены и по-прежнему свободны от прав и обременений третьих лиц.

Ранее учтенные земельных участки, поставленные на кадастровый учет в период действия закона «О государственном кадастре недвижимости», но предоставленные до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре», также относятся к постоянным. Это обусловлено тем, что такие участки изначально предоставлялись на каком-либо праве, которое при их постановке на кадастровый учет подлежит государственной регистрации.

С точки зрения актуальности сведений о земельных участках, содержащихся в кадастре недвижимости, земельные участки могут быть подразделены на существующие и аннулированные.

Термин «существующий земельный участок» имеет сугубо теоретическое происхождение. Существующими являются земельные участки, которые состоят на кадастровом учёте.

Термин «аннулированный земельный участок» является вполне официальным и употребляется в лексиконе государственного кадастра недвижимости. Аннулированными (архивными) являются земельные участки, сведения о которых по каким-либо причинам исключены из кадастра недвижимости (сняты с кадастрового учета). При этом надо учитывать, что аннулирование земельного участка не влечёт за собой полное удаление информации о нём из кадастра недвижимости. Сведения о существовании аннулированного земельного участка сохраняются в кадастре недвижимости и являются доступными для неограниченного круга лиц (например, через официальный сайт Росреестра в сети Интернет).

Анализ действующего законодательства, а также административной и судебной практики позволяет сформировать приблизительный перечень ситуаций, в которых земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета. Это может происходить вследствие:

  • истечения временного характера сведений о земельных участках вследствие отсутствия зарегистрированных на них прав (п. 7 ст. 72 Закона «О государственной регистрации недвижимости»)
  • подачи органом местного самоуправления заявления о снятии с кадастрового учёта временного земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 7                ст. 72 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  • подачи заявления о снятии с кадастрового учета временного земельного участка лицами, по инициативе которых такой земельный участок был образован в результате преобразования других земельных участков (п. 7 ст. 72 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  • государственной регистрации прав или обременений в отношении земельного участка или земельных участков, образованных в результате преобразования исходного земельного или земельных участков, которые в связи с этим подлежат снятию с кадастрового учета (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ);
  • принятия судебного акта об удовлетворении исковых требований о признании межевого плана недействительным и исключении сведений о характерных точках земельного участка из государственного кадастра недвижимости (например, в случае удовлетворения исковых требований физического лица о снятии с кадастрового учета соседнего земельного участка, образованного в границах территории проходов или проездов, в результате чего доступ к другим земельным участкам и их использование становятся невозможными);
  • принятия судебного акта о признании образования земельного участка или земельных участков незаконным, что влечёт за собой снятие с кадастрового учета образованных земельных участков, даже если они предоставлены на том или ином праве, и восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, которые были сняты с кадастрового учета в результате такого образования.

На примере последней ситуации становится очевидным, что аннулирование земельных участков не всегда носит необратимый характер. И если в рамках административных процедур, предусмотренных Законом «О государственной регистрации недвижимости», восстановление сведений об аннулированном земельном участке не представляется возможным, то на основании судебного решения аннулирование земельного участка может быть обращено вспять.

Пример из судебной практики: Индивидуальный предприниматель А.В. являлся собственником гаража, расположенного на земельном участке, на котором находилось несколько других гаражей. Земельный участок принадлежал А.В. на праве аренды. При обращении в суд с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной А.В. узнал о том, что по инициативе органа местного самоуправления арендуемый им земельный участок разделен на три других участка, образованные под каждым гаражом в отдельности. Исходный земельный участок был снят с кадастрового учёта. При рассмотрении в суде требований А.В. о признании незаконными действия городской администрации об образовании трех новых земельных участков путём раздела и действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет трёх новых земельных участков суд пришёл к выводу, что в нарушение требований п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ раздел был произведён без согласия арендатора. Решением Арбитражного суда требования истца были удовлетворены. Суд обязал кадастровую палату восстановить сведения об исходном земельном участке, снятом с кадастрового учета, и аннулировать три новых земельных участка, образованные путём раздела [12].

Принципиальная обратимость аннулирования позволяет по-новому взглянуть на такой признак земельного участка как его непотребляемость (неуничтожимость) и в очередной раз демонстрирует особенность его юридической природы по сравнению с другими недвижимыми вещами. Снятие земельного участка с кадастрового учета по сути означает прекращение существования земельного участка как недвижимой вещи. Разрушение недвижимых вещей, которые воплощаются во внешнем мире в материальной форме (например, объектов капитального строительства), является необратимым. Восстановление таких недвижимых вещей всегда сопряжено с созданием их аналогов, которые будут представлять собой новые вещи, что проявляется как на чисто физическом уровне (аналог не тождественен оригиналу), так и в юридической плоскости (вещи-аналогу присваивается другой кадастровый номер). В случае же с земельными участками имеет место диаметрально противоположенная ситуация, поскольку при восстановлении сведений об аннулированном земельном участке в гражданском обороте возникает не вещь-аналог, а ровно та же самая вещь, существование которой было ранее прекращено.

Отраслевой разновидностью земельных участков выступают так называемые лесные участки. Лесные участки могут образовываться на землях лесного фонда, доля которых в структуре всего земельного фонда России составляет около 65% [8], а также на землях иных категорий.

Выделение лесных участков как самостоятельной юридической подкатегории обусловлено их особым назначением по сравнению с обычными земельными участками, проистекающим из предназначенности лесных ресурсов страны к выполнению специфических присущих только им функций, что обусловлено естественными причинами, а также особенностями правового регулирования в области лесных отношений, что выражается в наличии самостоятельного кодифицированного правого акта в этой области.

Отметим, что традиция отнесения лесных участков к земельным участкам связана с принятием действующего Лесного кодекса РФ 2006 года, которым лесной участок (ст. 7), в соответствии с прямым замыслом законодателя [3], определен как земельный участок, образованный в соответствии с требованиями Земельного и Лесного кодексов РФ.

По ранее действовавшему Лесному кодексу РФ 1997 году объектом лесных отношений выступал не земельный участок, а «участок лесного фонда», который мог включать в себя участки леса, участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Таким образом, уже в период действия Земельного кодекса РФ 2001 года при предоставлении на праве леспоользования объектом договорных отношений выступал именно участок лесного фонда, а не земельный участок [14].

Подтверждением разграничения земельных участков и участков лесного фонда, имевшего место ранее, выступал и тот факт, что в период действия первого Лесного кодекса РФ образование земельных участков осуществлялось в рамках выполнения землеустроительных работ согласно Закону «О землеустройстве», в то время как условием образования участков лесного фонда являлось выполнение лесоустроительных работ в соответствии с Лесоустроительной инструкцией.

Надо отдать должное тому факту, что со вступлением в силу Лесного кодекса РФ законодателем созданы достаточные условия для сглаживания юридической обособленности земельных участков и участков лесного фонда. Во многом это объясняется тем, что львиная доля участков лесного назначения является ранее учтенными, то есть образованными до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре», поэтому их безболезненное вовлечение в сферу регулирования Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ, действующего с 2006 года, требовало установления специальных правовых механизмов.

Трансформация участков лесного фонда в лесные участки стала возможной благодаря принятию Закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которым была предусмотрена возможность прямого переоформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков и договоры безвозмездного срочного пользования лесных участков без их постановки на государственный кадастровый учет.

Следует иметь в виду, что несмотря на отнесение лесных участков к земельным, первые по-прежнему продолжают отличаться рядом особенностей. Так, законом для лесных участков установлен специальный вид документации, на основании которой они могут быть образованы и учтены в государственном кадастре недвижимости. Если земельные участки, по общему правилу, образуются либо на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, либо проекта межевании территории, то лесные участки могут быть образованы только на основании проектной документации лесных участков (пп. 2 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ), порядок и особенности изготовления которой в общих чертах установлены Лесным кодексом РФ (ст. 70.1).

Цели образования лесных участков сводятся не только к их предоставлению для освоения леса как природного ресурса. Лесные участки могут предоставляться для ведения хозяйственной деятельности, не связанной с использованием леса (например, добыча полезных ископаемых, строительство линейных объектов), сельскохозяйственного использования. Перечень видов использования лесов установлен Лесным кодексом РФ.

Функциональной разновидностью земельных участков являются искусственные земельные участки, создаваемые на водных объектах, находящихся в федеральной собственности.

Создание искусственных земельных участков особенно актуально в крупных прибрежных городах, в которых в связи с ограниченностью земельных ресурсов возникает закономерный интерес в расширении городских территорий, пригодных для застройки зданиями различного назначения [4, С. 84].

Искусственные земельные участки создаются путем намыва или отсыпки грунта, что следует из прямого указания Закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об искусственных земельных участках»), которым установлена подробная и многоступенчатая процедура их создания (строительства).

Для уяснения особенностей юридической природы искусственных земельных участков следует отметить следующие моменты.

В отличие от обычного земельного участка, образование которого осуществляется путем определения местоположения границ в пределах части земной поверхности, искусственный земельный участок создаётся в том же порядке, что и объект капитального строительства, подлежащий вводу в эксплуатацию. В подтверждение данного факта могут быть положены нормы Закона «Об искусственных земельных участках», которым таковой напрямую рассматривается как сооружение, создаваемое на водном объекте (ст. 3).

Следовательно, искусственный земельный участок имеет смешанную природу. В период своего создания (возведения) он является объектом незавершенного строительства, с момента ввода в эксплуатацию – объектом капитального строительства [7, С. 37], а после постановки на кадастровый учет приобретает статус земельного участка, на который в полной мере распространяются нормы Земельного кодекса РФ.

Кроме того, законом исключена ситуация, при которой искусственный земельный участок может находиться в подвешенном состоянии, являясь свободным от прав и обременений третьих лиц, что свойственно для обычных земельных участков, впервые образуемых из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. Законом «Об искусственных земельных участках», в развитие принципа возникновения права собственности на вещь у лица, создавшего её за счет собственных средств (ст. 218 Гражданского кодекса РФ), установлено, что с момента ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок поступает либо в собственность Российской Федерации, либо в собственность субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, либо в частную собственность физического или юридического лица. Таким образом, существование промежуточной стадии между постановкой на государственный кадастровый учет и регистрацией права собственности, в течение которой обычный земельный участок формально никому не принадлежит, в случае с искусственными участками не представляется возможным.

Очевидно, что рассмотренная в настоящей статье классификация не является исчерпывающей. По мере развития земельного законодательства она будет пополняться.

Знание классификации земельных участков позволяет практическому работнику иметь представление о том, с какими земельными участками в принципе придётся иметь дело в трудовой деятельности, что повышает эффективность принимаемых решений и качество выполнения прикладных задач.

Список использованных источников

  1. Гражданское право: в 2 т.: Учебник. Под ред. Б.М. Гонгало. Том 1. Статут. 2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
  2. Богатков С.А. Многоконтурный земельный участок (понятие, порядок образования, кадастровый учет) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
  3. Доклад председателя комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ Н.В. Комаровой по проекту Федерального закона № 136524-4 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»: [Электронный ресурс].URL:http://transcript.duma.gov.ru/api_search/?kodz=903&kodvopr=7;
  4. Иванова Т.Г. Земельные участки намывных территорий: эколого-правовые вопросы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013.   № 8 (143). С. 84;
  5. Киселева А.О., Клюшниченко В.Н. Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков // Интерэкспо Гео-Сибирь. Т. 3. № 1;
  6. Клюшниченко В.Н., Каверин Н.В. Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков // Вестник СГУГиТ, вып. 3 (35). 2016;
  7. Мельников Н. Понятие искусственного земельного участка // Хозяйство и право. № 2;
  8. Охрана окружающей среды в России. : Статистический сборник / Росстат. М. 2016. С. 69: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/ohrana_2016.pdf;
  9. Письмо Минэкономразвития России от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
  10. Порядок ведения государственного реестра земель. «Раздел земельные участки». Кадастровый район. ГЗК-1-Т.О-01-02-01, утвержден приказом Федеральном службы земельного кадастра России от 03.04.2001 № П/68 «О введении в действие документов государственного земельного кадастра»;
  11. Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2008 № А72-4047/08-10/175 // Портал «Электронное правосудие»: [Электронный ресурс]. URL: www.kad.arbitr.ru;
  12. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2014 по делу № А21-7585/2014 // Портал «Электронное правосудие»: [Электронный ресурс]. URL: www.kad.arbitr.ru;
  13. Савенко Г.В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике // Право и экономика. Номер 1 (311). Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
  14. Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстициинформ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».