16
Сен

«Агентство ОБС»: очередные разглагольствования на тему оформления земли в порядке приобретательной давности обернулись пустышкой

В последнее время в Интернете циркулирует большое количество непроверенных слухов и спекуляций, касающихся внесения изменений в земельное законодательстве в области приобретения прав на земельные участки в порядке приобретательной давности. Иногда приходится сталкиваться с заметками о том, что Государственная дума якобы разрешила всем и вся оформлять права на самовольно занятые земли в случае, если владение ими осуществляется не меньше пятнадцати лет.

16 сентября действительно вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В целях преодоления неподтверждённых слухов мы считаем необходимым расставить  все точки над «и» и внести ясность.

Во-первых, изменения, вступающие в силу с 16 сентября 2019 года, не касаются института приобретательной давности, урегулированного ст. 234 Гражданского кодекса РФ. К настоящему моменту Минэкономразвития России действительно подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 234 Гражданского кодекса РФ, однако Государственной думой РФ этот законопроект пока что не рассматривался даже в первом чтении.

Во-вторых, большинство изменений, вносимых в Федеральный закон «О кадастровой деятельности», сводятся к более подробному урегулированию комплексных кадастровых работ, то есть работ, проводимых сразу в отношении всех земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала, с целью уточнения их границ и урегулирования споров о границах между соседями.

В-третьих, самый важный для нас момент – законодатель элементарно внес корректировку в п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», которым закреплён перечень документов, на основании которых осуществляется определение местоположения границ земельных участков в рамках процедуры уточнения таких границ (на практике эта процедура проводится в отношении так называемых «декларативных» земельных участков, границы которых не установлены).

В частности, с момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (01.01.2017) было установлено, что местоположение границ уточняемых земельных участков определяется в соответствии с документом, подтверждающим право на земельный участок, в случае отсутствия такого документа – согласно документу, определяющему местоположения границ при образовании земельного участка, в случае отсутствия и такого документа – на основании проекта межевания территории, если и проект межевания отсутствует – с учётом природных объектов или объектов искусственного происхождения, существующих на местности более пятнадцати лет.

Так вот, «раздутые» в интернет-источниках изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» сводятся лишь в тому, что из перечня документов, в соответствии с которыми осуществляется уточнение местоположения границ «декларативных» земельных участков, исключён проект межевания! 

В-четвёртых, правило об уточнении местоположения границ земельных участков в соответствии с одним из трёх источников (правоустанавливающий документ на землю; документ, оформленный при образовании земельного участка; природные объекты или объекты искусственного происхождения, существующие на местности более пятнадцати лет) интегрировано в методику исправления реестровых ошибок, что нашло своё выражение в п. 7.1, которым с 16 сентября 2019 года дополняется ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вот собственно и всё! Таким образом, снова приходится констатировать факт распространения интернет-изданиями дилетантских слухов, которые легко усваиваются  доверчивыми гражданами и вносят ненужную сумятицу.