13
Дек
2023

Что надо знать о видах разрешённого использования лесных участков?

Впервые с лесным правом мне довелось соприкоснуться в конце 2017 года, когда в качестве главного специалиста (так называлась моя должность) юридического комитета калининградской городской администрации я под руководством своего наставника С.В. Смирнова (в настоящее время имеет свою частную практику в Калининграде, интернет-сайт: статус39.рф) осуществлял сопровождение судебной тяжбы между Министерством градостроительной политики Калининградской области и АО «Силикатстром» по поводу оформления последним земельных отношений на территорию обводнённого карьера, ресурсы которого использовались для изготовления силикатного кирпича. Принадлежность этой тяжбы, по которой калининградская городская администрация была привлечена в качестве третьего лица, к сфере споров в области лесного права была продиктована тем, что земельные участки, на которые притендовало АО «Силикатстром», имели статус лесных участков в связи с тем, что располагались в границах лесничества и, находясь в границах ГО «Город Калининград», относились к так называемым городским лесам (ст. 116 Лесного кодекса РФ) – одной из разновидности лесов согласно Лесному кодекса РФ. Согласно Генеральному плану и правилам Землепользования и застройки эти земельные участки были отнесены к соответствующей функциональной и территориальной зонам, и при этом в границах ГО «Город Калининград» действовал и продолжает действовать лесохозяйственный регламент городских лесов, который представляет собой основной нормативный правовой акт, определяющий порядок осуществления лесопользования в отношении лесных ресурсов, входящих в состав городских лесов.

В ходе вышеуказанной юридической работы для меня стало очевидным частичное наложение предметов земельного и лесного права. Оно обусловлено тем, что:

– лесной участок в силу прямого указания в законодательстве (официальное определение лесного участка сформулировано в ст. 7 Лесного кодекса РФ) представляет собой разновидность земельного участка;

– лесные участки предоставляются для целей лесопользования на тех же видах вещных прав, что и земельные участки (за исключением права собственности применительно к лесным участкам, отнесённым к категории земель «земли лесного фонда», которые согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности, в связи с чем такого рода лесные участки отнесены к числу ограниченных в обороте земельных участков, что прямо предусмотрено пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ);

– механизм предоставления лесных участков для целей лесопользования схож с механизмом предоставления земельных участков на торгах.

Поводом к написанию настоящей статьи послужило обращение ко мне за консультацией гражданина, который в одном из муниципалитетов нашей области приобрёл под существующий жилой дом лесный участок, входящий в состав Багратионовского лесничества. Проблема состояла в следующем. Земельный участок имеет вид разрешённого использования «под существующий индивидуальный жилой дом и его обслуживание», однако для приобретения лесного участка в аренду приобретателю пришлось зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а арендная плата была исчислена арендодателем по ставке, определённой для такого вида разрешённого использования лесов как «осуществление рекреационной деятельности». В связи с этим обратившийся ко мне гражданин захотел получить консультацию по поводу возможности исчисления арендной платы исходя из разрешённого использования земельного участка, отражённого в ЕГРН (под существующий индивидуальной жилой дом), то есть в соответствии с широко известной методикой, применяемой в отношении земельных участков, которые расположены на землях населённых пунктов. Поскольку к моменту вышеуказанного разговора я успел порядочно подзабыть лесное законодательство, мне пришлось потратить несколько часов на самоосведомление в сфере лесных отношений, о чём в последующем не пожалел. Итак, что нам нужно усвоить для того чтобы ориентироваться в вопросам, которые вынесены в заголовок этой статьи? Основные моменты, которые должны быть приняты во внимание, сводятся к следующему:

1. Разрешённое использование лесного участка и разрешённое использование лесов – это не тождественные категории.

2. Возможности использования земельных участков определены правилами землепользования и застройки – документом аналогичного назначения применительно к лесным участкам является лесохозяйственный регламент соответствующего лесничества.

Итак, сперва необходимо принимать во внимание, что вид разрешённого использования земельного участка, отображаемый в ЕГРН, может совершенно не отражать существующее установленное разрешённое использование лесов, определённое для конкретного лесного участка, исходя из которого и осуществляется расчёт арендной платы. Исчерпывающий перечень видов использования лесов определён ст. 25 Лесного кодекса РФ (например, такие виды как «заготовка древесины», «ведение сельского хозяйства» и прочие). Таким образом, ст. 25 Лесного кодекса РФ имеет назначение, схожее с тем, которое отведено классификатору видов разрешённого использования земельных участков (действующий классификатор утверждён приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412), с той лишь разницей, что вышеуказанная правовая норма Лесного кодекса РФ определяет перечень видов разрешённого использования лесов, в то время как классификатор закрепляет перечень допустимых формулировок видов разрешённого использования земельных участков. Для того чтобы выяснить, какие виды разрешённого использования лесов могут быть выбраны при использовании лесных участков, расположенных в том или ином лесничестве, необходимо обратиться к лесохозяйственному регламенту конкретного лесничества. Применительно к лесным участкам, которые отнесены к категории земель «земли лесного фонда», лесохозяйственный регламент того или иного лесничества является единственным нормативным правовым актом, определяющим диапазон возможностей по использованию таких участков, поскольку в силу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются в принципе.

Лесохозяйственный регламент выступает скорее даже не в качестве аналога градостроительного регламента, а в качестве аналога правил землепользования и застройки, то есть документа, включающего в себе несколько градостроительных регламентов. Лесохозяйственный регламент определяет виды разрешённого использования лесов (из числа предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ) применительно к участковым, более мелким лесничествам, которые, если проводить аналогию с правилами землепользования и застройки, выступают аналогами территориальных зон, на которые, насколько нам известно, подразделяется территория муниципалитета. Единственное, что при конструировании лесохозяйственного регламента используется другая методика, нежели в случае правил землепользования и застройки. В правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны предусмотрен свой градостроительный регламент, которым предусмотрены допустимые виды разрешённого использования земельных участков. В лесохозяйственном регламенте лесничества (аналог правил землепользования и застройки) содержится перечень видов разрешённого использования лесов (аналог видов разрешённого использования земельных участков), которые допустимы в тех или иных участковых лесничествах (аналог территориальных зон). Таким образом, лесохозяйственный регламент – это, в первую очередь,  именно правила землепользования и застройки, в котором его составные элементы – перечни видов разрешённого использования лесов для участковых лесничеств – выступают в качестве своего рода градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки. Так, если обращаться к лесохозяйственному регламенту Багратионовского лесничества, утверждённому приказом Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года № 182, то регламент предусматривает (раздел 1.2), что, например, вид разрешённого использования лесов «заготовка древесины» допустим в кварталах 5-66 Ладушкинского лесничества и кварталах 1-84 Новосёловского лесничества. В аналогичных кварталах тех же лесничеств допустим вид разрешённого использования лесов «заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов». Зато, например, в большинстве кварталов Ладушкинского участкового лесничества такой вид разрешённого использования лесов как «ведение сельского хозяйства» не предусмотрен.

Следует учитывать, что, в отличие от правил землепользования и застройки, в лесохозяйственных регламентах не урегулированы вопросы, касающиеся порядка изменения разрешённого использования лесов. Однако, вид разрешённого использования лесов является одним из неотъемлемых условий договора, по которому лесной участок предоставлен его правообладателю из земель публичной собственности. Кроме того, в Лесном кодексе РФ имеются правовые нормы (ст.ст. 74.1, 74.4, 77.1), которыми непосредственно урегулирован вопрос об изменении условий таких договоров (либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования, либо договор купли-продажи лесного участка), и, в частности, условий о разрешённом использовании лесов. Таким образом, вопрос об изменении разрешённого использования лесов решается путём реализации процедуры внесения изменений в соответствующий договор. При этом порядок осуществления такой операции во многом зависит от того, предоставлен лесной участок на торгах или без проведения торгов (возможность внесения изменений в договоры, заключённые по итогам торгов, существенно ограничена). Следует учитывать, что в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ в некоторых случаях лесные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным структурам (органы власти, казённые предприятия и учреждения) на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления органа публичной власти без заключения договора, возможность  внесения изменений в условия использования лесного участка, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования, требует проведения дополнительного исследования.

Таким образом, разрешённое использование лесов и вид разрешённого использования лесного участка, внесённый в ЕГРН, это совершенно разные категории, которые независимы друг от друга и не обуславливают друг друга. Если обращаться к примеру из практики, который был проиллюстрирован в начале настоящей статьи, то в случае наличия на лесном участке индивидуального жилого дома разрешённое использование такого участка вполне может отражать наличие на нём соответствующего объекта недвижимости (то есть может быть сформулировано в стиле разрешённого использования земельных участков, расположенных на землях населённых пунктов), однако разрешённое использование лесов, являющееся неотъемлемым условием договора, на основании которого лесной участок предоставлен из земель публичной собственности, в любом случае будет установлено исходя из перечня допустимых видов разрешённого использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ и определённых для конкретного лесничества его лесохозяйственным регламентом.

Если лесной участок предоставлен в аренду, и использование такого участка не сопряжено с изъятием древесины, то именно разрешённое использование лесов и выступает той категорией, в зависимости от которой в каждом конкретном случае и рассчитывается размер арендной платы. Это обусловлено следующим. Согласно п. 3 ст. 73 Лесного кодекса РФ так называемый «минимальный размер арендной платы» за лесной участок, использование которого не предусматривает изъятие древесины (при определении размера арендной платы за лесные участки, использование которых предусматривает изъятие древесины, используется другая методика, определённая п. 2 ст. 73 Лесного кодекса РФ),  определяется как произведение ставки за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы за единицу площади лесного участка непосредственно «привязаны» к разрешённому использованию лесов. Так, например, вышеуказанным постановлением Правительства РФ применительно к конкретным лесничествам установлены ставки за единицу площади лесного учаска, используемого при осуществлении рекреационной деятельности, ставки за единицу площади лесного участка, используемого при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов – и так применительно к каждому виду разрешённого использования, предусмотренного ст. 25 Лесного кодекса РФ.

По итогам проведённого анализа можно прийти к выводу, что именно категория «вид разрешённого использования лесов», а никак не категория «вид разрешённого использования лесного участка» в наибольшей степени предопределяет пределы использования лесного участка и стоимость такого использования (если лесной участок предоставлен на праве аренды). Соответственно, именно на выбор и согласование наиболее подходящего вида разрешённого использования лесов должно быть сосредоточено внимание лица, приобретающего лесный участок из земель, находящихся в  публичной собственности.