Сахалинский областной суд удовлетворяет нашу апелляционную жалобу и признает незаконным подход, в соответствии с которым предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для ИЖС осуществлялось в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ
В заметке из раздела «Новости», которая была опубликована на сайте 14 апреля 2025 года, мы подробно писали о практических последствиях законодательного пробела, выражающегося в том, что, в отличие от случаев предоставления публичных земельных участков в собственность и аренду, законодатель по каким-то причинам уклонился от прояснения вопроса о том, в каком порядке земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 39.10 Земельного кодекса РФ – без торгов или на торгах (собственно, такой же пробел имеет место и в случае с процедурой предоставления земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования, которая урегулирована ст. 39.9 Земельного кодекса РФ). Следствиями этого законодательного пробела выступают действия органов публичной власти, распоряжающихся публичными земельными участками, которые заключаются в том, что в случае инициирования заинтересованными лицами процедуры предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования для целей индивидуального жилищного строительства (например, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ) органы публичной власти активируют процедуру предоставления земельных участков, которая урегулирована положениями ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно публикуют в средствах массовой информации извещение о предоставлении земельного участка с тем, чтобы остальные заинтересованные лица могли отреагировать на такого рода извещение и обратиться с заявлением о предоставлении соответствующего земельного участка. Иными словами, на практике получил довольно широкое распространение совершенно неправильный подход, который сводится к тому, что процедура предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования приводит к активации процедуры предоставления земельных участков в собственность или в аренду, которая урегулирована ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, и плавно перетекает в неё.
Ошибочность такого рода подхода, выработанного в процессе правоприменения, обусловлена следующими соображениями:
– право безвозмездного срочного пользования – это самостоятельный вид вещного права на землю, который отличается от права собственности и права аренды, в связи с чем процедура предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.10 Земельного кодекса РФ не может трансформироваться и перетечь в процедуру предоставления земель, по итогам которой земельные участки могут быть предоставлены исключительно в собственность или в аренду (ст. 39.18 ЗК РФ);
– в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имело место внесение уже вступивших в силу изменений в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ была дополнена пунктом 8, подпункт 1 которой устанавливает, что положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ не применяются «… при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения садоводства для собственных нужд в случае, если у таких граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации имеется право на предоставление земельных участков для указанных целей, в том числе право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка, на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, без проведения торгов в собственность бесплатно, в аренду или безвозмездное пользование и при этом они обратились в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов» (таким образом, законодатель дал отчётливо понять, что инициирование процедуры предоставления земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования, в том числе, для целей индивидуального жилищного строительства исключает активацию процедуры предоставления земельного участка, урегулированной ст. 39.18 ЗК РФ.
Предпосылкой к написанию заметки, опубликованной в разделе «Новости» 14 апреля 2025 года, стала проработка ситуации одного моего клиента, который предпринял попытку приобрести на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства (пп. 7 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ) на территории города Корсаков Сахалинской области (речь идёт о случаях предоставления земельных участков в муниципалитетах, перечень которых утверждён законом субъекта Российской Федерации). Орган местного самоуправления допустил перетекание процедуры предоставления земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования в процедуру, урегулированную ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, разместив в официальных средствах массовой информации городского округа извещение о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, а после поступления от заинтересованных третьих лиц заявлений о предоставлении соответствующего земельного участка отказал моему клиенту в предоставлении земельного участка, сославшись на пп. 1 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Отказ был обжалован в порядке административного судопроизводства в Корсаковский городской суд Сахалинской области, который своим решением от 7 июля 2025 года по делу № 2а-701/2025 в удовлетворении административного иска отказал, согласившись с подходом, которого придерживалась администрация.
Само собой разумеется, что с позицией Корсаковского городского суда мы не согласились и обжаловали решение суда первой инстанции в Сахалинский областной суд. В дополнение к двум аргументам, которые уже были приведены нами по тексту настоящей заметки, мы сослались на размещённую на сайте Государственной думы Федерального собрания РФ пояснительную записку к законопроекту № 354660-8, на основании которого в конечном итоге и был принят Федеральный закон от 08.08.2024 № 319-ФЗ. В частности ссылка была размещена на пассажи следующего содержания: «… На практике в ряде случаев положения статей 3914 и 3918 Земельного кодекса Российской Федерации истолковываются иным способом, что приводит к публикации извещений о предоставлении земельного участка и проведению торгов в случаях, когда за предоставлением такого участка обратилось лицо, имеющее право в соответствии с земельным и иным законодательством на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе в безвозмездное пользование. Представляется очевидным, что объявление торгов в указанных случаях нарушает права граждан, которым государство гарантирует в качестве меры социальной поддержки возможность приобретения земельных участков в льготном порядке. Кроме того, объявление торгов в отношении земельных участков, испрашиваемых для безвозмездного пользования, противоречит самой концепции безвозмездного пользования земельными участками, поскольку в ходе проведения аукциона определяется размер арендной платы за земельный участок».
Вопреки неопределённым ожиданиям, поданная мною апелляционная жалоба оказалась успешной – своим апелляционным определением от 18 сентября 2025 года по делу № 33а-2562/2025 Сахалинский областной суд отменил решение Корсаковского городского суда и признал отказ орган местного самоуправления в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для ИЖС незаконным. Если говорить об аргументации, приходится отметить, что текст апелляционного определения изложен очень конкретным и топорным языком при минимуме критических суждений, вследствие чего зерно истины утонуло в океане второстепенных размышлений. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции всё-таки не преминул разместить в тексте вынесенного судебного акта рациональные утверждения. Так, в частности, Сахалинский областной суд сделал ссылку на положения Федерального закона от 08 августа 2024 года №319-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым был введён в действие п. 8 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым, как уже упоминалось нами ранее, при инициировании процедуры предоставления земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования не могут применяться положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Основная мысль, которая нашла своё отражение в тексте апелляционного определения и во многом предопределила отмену решения суда первой инстанции, сводилась к утверждению Сахалинского областного суда насчёт процедуры предоставления земельных участков на аукционе, урегулированной ст.ст. 39.11-39.18 Земельного кодекса РФ, следующего содержания: «При этом результатом такого аукциона для гражданина может являться лишь приобретение в собственность или аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, но не получение его в безвозмездное пользование». В итоге Сахалинский областной суд, возлагая на муниципалитет обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, пришёл к заключению о том, что «… при указанных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения законодательства, заявление … о предоставлении ему в безвозмездное пользование под индивидуальное жилищное строительство сформированного земельного участка в Корсаковском муниципальном округе Сахалинской области подлежало рассмотрению органом местного самоуправления без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, по сути, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в рамках опции, которая предусмотрена пп. 7 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ, должно осуществляться без проведения торгов.
На сегодняшний день у меня пока что нет оснований для утверждения о том, что проиллюстрированный нами подход, использованный Сахалинским областным судом, прочно вошёл в традицию правоприменения. По всей видимости, судебная практика по этой категории дел находится в стадии формирования. Тем ценнее будет каждый новый судебный прецедент, вынесенный в соответствии с гл. 22 КАС РФ по делу об оспаривании отказов в предоставлении земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования без проведения торгов.