23
Дек
2024

В мае 2024 года Конституционный суд РФ признал допустимой проявление региональным законодателем значительной «свободы усмотрения» при определении условий, при которых многодетные граждане могут бесплатно приобрести земельный участок

Мы прекрасно помним, что начиная с 2011 года в российском земельном законодательстве существует механизм, который предусматривает возможность бесплатного приобретения многодетными гражданами (гражданами, имеющими трёх и более детей) земельных участков и, в первую очередь, земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства. Ныне действующей правовой нормой федерального уровня, которой установлена возможность бесплатного приобретения земельного участка многодетной семьёй, является норма п. 6 ст. 39.5 Земельного кодека РФ. Однако в этой связи надо учитывать, что условие о наличии трёх несовершеннолетних детей не является единственным условием, требующимся для бесплатного приобретения земельного участка. Дело в том, что установление детального механизма предоставления земельных участков многодетным гражданам отнесено к компетенции регионального законодателя – именно на уровне субъектов Российской Федерации в соответствующих региональных законах, которыми определяются особенности регулирования земельных отношений, закрепляется исчерпывающий перечень условий, при которых многодетный гражданин вправе бесплатно приобрести земельный участок. Поскольку демографические показатели, уровень социально-экономического развития и уровень жизни населения в регионах нашей страны различны, условия приобретения земельных участков на бесплатной основе также существенно отличаются от региона к региону. Так, например, если обратиться к Калининградской области, то мы обнаружим, что условием приобретения земельного участка является не только наличие трёх несовершеннолетних детей, но и наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий или наличие оснований для приобретения такого статуса (п. 1 ст. 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Калининградской области»).

В некоторых других регионах Российской Федерации установлены более жёсткие и ригористичные требования для бесплатного приобретения земельных участков. Так, например, законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» установлено такое условие для постановки на учёт в целях предоставления земельных участков многодетным гражданам как неотчуждение со дня вступления в силу этого регионального закона земельных участков площадью 600 кв.м и более или невыполнение действий по разделу земельных участков площадью 600 кв.м и более (пп. 6 п. 3 ст. 3). Логика законодателя в целом понятна – если многодетная семья отчуждает земельный участок площадью 600 кв.м и выше либо формирует новый земельный участок в результате раздела исходного, то в первом случае она извлекает материальную выгоду, позволяющую приобрести другой земельный участок, а во втором случае (раздел земельного участка) по сути происходит приобретение дополнительного земельного участка. Таким образом, такая многодетная семья приобретает определенные преимущества относительно других многодетных семей, в связи с чем социальная поддержка такой семьи перестаёт быть приоритетной.

В такой ситуации оказались жители Московской области Р.Б. Куртумерова и В.С. Толстых, которым было отказано в постановке на учёт в целях бесплатного приобретения земельного участка в связи с тем, что в 2015 году одним из супругов были отчуждены два земельных участка площадью по 600 кв.м каждый. Отказ в постановке на учёт был обжалован в Химкинский городской суд Московской области, но административный иск был оставлен без удовлетворения. Решение суда устояло в апелляционной и кассационных инстанциях (включая Верховный суд РФ), вследствие чего многодетные родители обратились в Конституционный суд РФ с жалобой о противоречии ст.ст. 5, 7, 8, 15, 35, 36 и 55 Конституции РФ нормы пп. 6 п. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», поскольку в ситуации, когда одним из родителей после вступления этого закона в силу были отчуждены земельные участки, обжалуемая правовая норма «…предусматривает фактически бессрочный запрет на предоставление многодетной семье земельного участка на льготных условиях (безвозмездно)». Логику подателей конституционной жалобы можно легко понять, ведь по сути обжалованная правовая норма не только исключала возможность приобретения земельного участка, но и поставила Р.Б. Куртумерову и В.С. Толстых в такие условия, при которых они были полностью лишены возможность каким-либо образом устранить препятствие для постановки на учёт в целях бесплатного приобретения земельного участка.

При рассмотрении конституционной жалобы Р.Б. Куртумеровой и В.С. Толстых Конституционный суд РФ обратился к региональным законам, которыми закреплены специфические условия постановки на учёт для целей бесплатного приобретения земельных участков, и тем самым осуществил сравнительную выборку таких условий по регионам. Так, в частности, Конституционный суд РФ выделил:

– закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ, согласно которому бесплатное предоставление земельного участка многодетному гражданину возможно при условии, что ему не принадлежат на праве собственности или на ином праве земельные участки с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного, хозяйства, ведение садоводства;

– закон Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года № 59, которым установлено такое условие для бесплатного приобретения земельного участка как проживание в течение не менее 5 лет в регионе («ценз оседлости»), в котором подано заявление о постановке на учёт;

– закон Брянской области от 30 июля 2019 года № 77-З и закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года № 121-ЗО, которыми предусмотрено, что многодетный гражданин не может быть поставлен на учёт в случае, если в течение предшествующих пяти лет им были совершены сделки по отчуждению земельных участков;

– закон Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № 886ВХ-1, которым установлено, что на учёт для бесплатного приобретения земельного участка могут быть поставлены граждане, не имеющие на вещном праве земельного участка, не являющиеся собственниками жилых домов и не отчуждавшие земельные участки и дома в течение предшествующих пяти лет;

– закон Пермского края от 1 декабря 2011 года № 871-ПК, в соответствии с которым в постановке на учёт должно быть отказано тем многодетным гражданам, которые с момента вступления в силу вышеуказанного регионального закона совершили сделку по отчуждению земельного участка, принадлежавшего на вещном праве, размер которого превышал предельный минимальный размер для соответствующего вида разрешённого использования, установленный правилами землепользования и застройки муниципальных образований.

При рассмотрении конституционной жалобы Р.Б. Куртумеровой и В.С. Толстых Конституционный суд РФ также руководствовался таким нормативным правовым актом как Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которые были утвержденные приказом Министерством регионального развития РФ от 9 сентября 2013 года № 372 и в соответствии с которыми (п. 8 Методических рекомендаций) органам государственной власти субъектам РФ и, прежде всего, органам законодательной власти субъектов РФ предусмотрено «широкое пространство для манёвра» при установлении дополнительных условий, при которых допустимо приобретение земельного участка многодетными гражданами.

С учётом содержания вышеуказанных нормативных правовых актов при вынесении «решения» по жалобе граждан Р.Б. Куртумеровой и В.С. Толстых (Определение от 16 мая 2024 года № 1122-О/2024) «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Куртумеровой Реян Бекировны и Толстых Владимира Сергеевича на нарушение их конституционных прав пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области») Конституционный суд РФ пришёл к выводу, что практика наделения регионов широким усмотрением при определении условий бесплатного приобретения земельных участков многодетными гражданами не противоречит Конституции РФ, а принцип равенства не означает освобождение от учитывания объективных различий в уровне экономического развития регионов, отметив буквально следующее: «Таким образом, установление законодателем субъекта Российской Федерации условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно, в том числе условия об отсутствии сделок по отчуждению земельных участков в период со вступления в силу закона, предусматривающего такое право, до подачи соответствующего заявления, – в рамках реализации предоставленных Земельным кодексом Российской Федерации полномочий по установлению порядка и случаев такого предоставления указанной категории лиц – не может расцениваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства, который, гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает различий в их фактическом положении, а также необходимости учета этих различий в законе, … а равно не расходится с требованием правовой определенности, в силу которого общим принципом действия закона во времени является его распространение на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие».

В итоге Конституционный суд РФ, отказав Р.Б. Куртумеровой и В.С. Толстых в принятии конституционной жалобы к рассмотрению, признал не противоречащими Конституции РФ положения пп. 6 п. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», сформулировав при этом важный вывод о том, что вышеуказанная правовая норма «… согласуется с конституционно обусловленными целями проводимой государством социальной и жилищной политики, направленной на приоритетную социальную поддержку указанной категории граждан – в пределах предоставленных для этого субъекту Российской Федерации полномочий, – обеспечивая тем самым реализацию указанных целей в конкретном регионе исходя из сложившейся в нем социально-экономической и демографической ситуации».

Таким образом, представляется возможным утверждать, что субъектам РФ предоставлена широкая свобода усмотрения при определении дополнительных и не самых «популярных» условий приобретения земельных участков многодетными гражданами. Непопулярность таких условий не свидетельствует о неконституционности соответствующих правовых норм, содержащихся в региональных законах.