17
Май

Правительство РФ установило критерии принадлежности строений и сооружений к объектам вспомогательного назначения, которые могут быть возведены без получения разрешения на строительство

Юристам, которые специализируются в сфере земельного и градостроительного права, известно расхожее правило о том, что для возведения объектов вспомогательного назначения получение разрешения на строительства не требуется. Данное правило было довольно давно закреплено в пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Проблемность этого правила была обусловлена тем, что в законодательстве не содержалось критериев, которые позволили бы однозначно отнести те или иные здания и сооружения к вспомогательным объектам. В отсутствие такого рода критериев применялось «временное решение», которое предполагало обращение к характеристикам видов разрешённого использования земельных участков, закреплённым в классификаторе видов разрешённого использования земельных участков (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412) (далее по тексту – «классификатор»), а также в градостроительных регламентах в составе правил землепользования и застройки соответствующих муниципалитетов. Следует обратить внимание, что в этих «источниках» те или иные строения и сооружения напрямую к объектам вспомогательного назначения не причислены, однако такого рода отнесение к объектам вспомогательного назначения возможно путём логического толкования. Так, например, согласно классификатору вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» (п. 2.1) предусматривает возведение не только индивидуального жилого дома, но и гаражей и хозяйственных построек. Аналогичное регулирование содержится в градостроительном регламенте для зоны застройки индивидуальными жилыми домами в составе Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2022 № 39). Принимая во внимание, что относительно индивидуальных гаражей в Градостроительном кодексе РФ имеется отдельная правовая норма, предусматривающая возможность их возведения физическими лицами без получения разрешения на строительство (пп. 1 п. 17 ст. 51), методом логического толкования представляется возможным прийти к выводу, что так называемые «хозяйственные постройки» относятся к вспомогательным сооружениям и могут быть возведены без получения разрешения на строительство.

Совершенно очевидно, что такое «временное решение» не может отвечать нуждам правоприменительной практики. Так, во-первых, характеристики далеко не всех видов разрешённого использования земельных участков, закреплённые в классификаторе и градостроительных регламентах, содержат указания на объекты, которые относительно «основных объектов» могут быть идентифицированы в качестве вспомогательных. Например, согласно классификатору вид разрешённого использования «магазины» (п. 4.4) предусматривает размещение соответствующих объектов коммерческого назначения, однако не содержит никаких упоминаний относительно «неосновных», дополнительных объектов вспомогательного назначения, которые могут быть возведены на земельном участке для обслуживания магазинов без получения разрешения на строительство. Во-вторых, даже характеристики тех видов разрешённого использования земельных участков, которые содержат указания на объекты вспомогательного назначения, недостаточно подробны, чтобы определить, какие именно объекты могут быть отнесены к вспомогательным сооружениям.

Законодатель осознал существование вышеуказанной проблемы, о чём свидетельствует то, что редакцией Градостроительного кодекса РФ, вступившей в силу с 14 июля 2022 года, была введена новая формулировка пп. 3 п. 17 ст. 51 – в частности, данная правовая норма была дополнена указанием, что критерии отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного назначения устанавливаются Правительством РФ. И вот постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 № 703 такие критерии были установлены.

  1. Применительно к земельным участкам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок), блокированной жилой застройки, садоводства объектами вспомогательного назначения отныне официально считаются сарай, баня, теплица, навес, погреб, колодец или другая хозяйственная постройка, которая отвечает следующим критериям:
  • предназначенность для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, которые соответствуют виду разрешённого использования земельного участка,
  • количество надземных этажей не более трёх и высота не больше 20 метров.
  1. Применительно к прочим видам разрешённого использования земельных участков установлены два альтернативных правила.
  • Вспомогательным сооружением является объект, который строится на одном земельном участке с основным и предусмотрен проектной документаций, подготовленной в отношении основного объекта, в качестве вспомогательного, а именно в качестве предназначенного для обслуживания основного объекта.

Таким образом, согласно этому правилу основным критерием отнесения объекта к вспомогательным сооружениям является содержание проектной документации.

  • Вспомогательным сооружением является объект, который одновременно отвечает следующим множественным критериям:
  • строится в целях обеспечения эксплуатации основного объекта и имеет обслуживающее значение по отношению к нему,
  • не является опасным, технически сложным и уникальным объектом,
  • площадь объекта составляет не больше 1500 кв.м,
  • не требует установления санитарно-защитных зон,
  • возводится на земельном участке, на котором расположен основной объект, либо на смежном земельном участке, либо на земельном участке, который не имеет общих границ с земельным участком, на котором расположен основной объект, при условии, что вспомогательный объект технологически связан с основным объектом.

Остаётся только поприветствовать столь своевременную законодательную новеллу со стороны федерального правительства. Практика применения критериев, которые введены в действие постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 № 703, сложится со временем.