14
Авг
2024

Путём дополнения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ пунктом 8 федеральный законодатель обеспечил интересы граждан, имеющих право на приобретение земельных участков без проведения торгов

Буквально несколько дней назад, а именно 8 августа 2024 года, вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статьи 10 и 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым была введена в действие довольно неожиданная  по своему содержанию правовая норма п. 8 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Смысл этой правовой нормы в том, что она устанавливает перечень случаев, в которых не должны применяться положения остальных пунктов ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, которой урегулирована смешанная по своей природе («аукционно-безаукционная») процедура предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства. Если непосредственно цитировать норму закона, то в соответствии с п. 8 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ не должны применяться, в том числе:

– в случае наличия у гражданина права на приобретение земельного участка, на котором отсутствуют здания и сооружения, без проведения торгов, в частности, в силу наличия первоочередного или внеочередного права на приобретение земельного участка;

– в случае наличия у гражданина исключительного права на приобретение земельного участка на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ под существующим объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности;

– в случае, если гражданин уже является арендатором земельных участков, предоставленных без торгов в порядке реализации первочередного или внеочередного права, и располагает правом на перезаключение договора аренды по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

Для меня взаимосвязь между процедурой предоставления земельного участка без проведения торгов в рамках реализации первочередного права и процедурой предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ имеет большое значение в силу специфики потребностей ряда моих постоянных клиентов. Если честно, то я не смог с ходу разгадать замысел законодателя, вследствие чего пришлось обратиться к материалам законопроекта (законопроект № 354660-8) и соответствующего законотворческого процесса, в результате которого и был принят Федеральный закон от 08.08.2024 № 319-ФЗ. Оказывается, что путём принятия этого федерального закона законодатель был намерен решить одну неожиданную  и действительно актуальную проблему, которая возникла в некоторых регионах нашей страны в связи с процессом предоставления земельных участков без проведения торгов.

Речь идёт вот о чём. Для целей индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства земельные участки могут быть предоставлены не только в рамках ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, но и путём реализации ряда специализированных льготных процедур. Так, например, подпунктом 14 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления без торгов в аренду земельных участков гражданам, наделённых внеочередным или первоочередным правом на приобретение земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности. В частности, первоочередным правом наделены инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В свою очередь, в соответствии с пп. 6 п. ст. 39.10 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления на праве безвозмездного срочного пользования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского фермерского хозяйства в отдельных муниципальных образованиях, которые определены законом субъекта РФ. Как было установлено федеральным законодателем, в некоторых регионах РФ органы публичной власти, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель публичной собственности, в силу забуждения не осознающие различий между льготными процедурами предоставления земельных участков без торгов и процедурой предоставления земельных участков в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ,  фактически срывали и саботировали предоставление земельных участков на том или ином праве без торгов, ошибочная считая, что поскольку ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предусматривает в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка для ИЖС, ЛПХ и садоводства публикацию извещения о предоставлении земельного участка (на официальном сайте органа власти или в официальном печатном издании), то и при реализации специализированных льготных процедур по предоставлению земельного участка для ИЖС, ЛПХ и садоводства в СМИ должно публиковаться соответствующее извещение о предоставлении земельного участка – с целью защиты конкуренции и соблюдения интересов неопределённого круга лиц. В результате сделки по предоставлению земельных участков для ИЖС, ЛПХ и садоводства без торгов, которые не сопровождались публикацией извещения, предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, признавались по решению судов недействительными в связи с непубликацией извещения. Так, в частности, согласно тексту пояснительной записки к интересующему нас законопроекту № 354660-8, которая размещена в открытом доступе на сайте Государственной Думы Российской Федерации, такого рода подход судов общей юрисдикции был выражен в определении 1-го кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2021 году по делу № 88-17573/2021, а также в кассационном определении 6-го кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2022 года по делу № 88а-1540/2022. Именно поэтому законодатель и ввёл правовую норму п. 8 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, основной смысл которой и заточен на ситуации, когда заинтересованные лица претендует на приобретение земельных участков для ИЖС, ЛПХ и садоводства без проведения торгов, в том числе, в рамках льготных процедур.

Таким образом, в силу п. 8 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ при реализации процедур предоставления земельных участков для ИЖС, ЛПХ и садоводства без проведения торгов (в том числе, льготных процедур) органы власти, распоряжающиеся земельными ресурсами, не вправе руководствоваться и применять положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, что заведомо лишает их возможность сорвать процедуру предоставления земельного участка без проведения торгов в результате непонимания различий между процедурами предоставления земельных участков без торгов, с одной стороны, и «смешанной» процедурой предоставления земельного участка в порядке, который установлен ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, с другой стороны.

Следовательно, в случае поступления в орган власти от заинтересованного лица заявления о предоставлении земельного участка для ИЖС, ЛПХ или садоводства без провения торгов орган власти отныне больше не вправе ссылаться на то, что порядок предоставления земельных участков для вышеуказанных целей также урегулирован ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, и тем самым выбивается основа из-под административной и судебной практики, согласно которой предоставление земельных участков в льготном порядке саботировалось ссылкой на то, что якобы имеет место необходимость публикации извещения о предоставлении земельного участка в газете и на официальном сайте соответствующего органа власти.

С учётом выявленной законодателем проблемы, нашедшей своё выражение в судебной практике судов общей юрисдикции ряда регионов, считаю принятие законодателем Федерального закона от 08.08.2024 № 319-ФЗ очень правильной и своевременной мерой.