Линейное мышление: понятие, виды и значение красных линий
Понятие «красные линии» является одним из основных понятий градостроительного права из числа тех, с которыми регулярно имеют дело практикующие специалисты, занятые в сфере земельных отношений и отношений в сфере градостроительства. Явление красных линий является довольно многоаспектным, и рассуждать о них можно довольно долго. В своей сегодняшней заметке мне хотелось бы донести до читателей своего рода «выжимку», то есть наиболее важные моменты, которые необходимо знать о красных линиях.
Понятие красных линий является далеко не новым, как можно было подумать. Если верить справочной правовой системе «КонсультантПлюс», то в границах современной России понятие «красные линии» впервые обнаруживается в Постановлении Экономического Совета РСФСР от 31.12.1927 «Об утверждении строительных правил и норм для постройки жилых домов в поселках на территории Р.С.Ф.С.Р.». В примечании № 1 к п. 8 указанных выше строительных норм и правил было сформулировано определение красной линии: «Под красной линией понимается внешняя граница участка со стороны улицы». Также рассматриваемый нормативный правовой акт закреплял нормативную ширину улиц в красных линиях. Так, в частности, в абз. 2 п. 8 Правил было закреплено положение о том, что «Ширина улиц, считая таковую между красными линиями, должна быть для главных и магистральных не менее 15 метров, а для остальных – не менее 12 метров». Таким образом, исторически в России утвердилось такое понимание красной линии, в соответствии с которым красная линия отождествлялась с границей земельного участка, прилегающей к улице. Следует отметить, что, с точки зрения преемственности развития российского земельного и градостроительного законодательства, рассматриваемый подход не канул в лету и отчасти нашёл своё выражение в действующем градостроительном законодательстве Российской Федерации.
«Красными» линии называются постольку, поскольку на дежурных планах города, генеральных планах, чертежах документации по планировке территории такие линии в России традиционно наносятся красным цветом.
Если обращаться к концепции красных линий в соответствии с действующим правом, то понятие красных линий неразрывно связано с понятием территории общего пользования – согласно содержащемуся в п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определению красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. В свою очередь, территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии – это линии, которые обозначают территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В продолжение этого тематического ряда следует знать о том, что красные линии обозначают границы территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента, утверждённого в составе правил землепользования и застройки, что напрямую следует из положений пп. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
В плане уяснений положений института красных линий важно знать о том, что условно можно разграничивать между проектными красными линиями и утверждёнными красными линиями. Красные линии утверждаются либо проектом планировки (литера «а» пп. 1 п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), либо проектом межевания территории (пп. 2 п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ) и наносятся соответственно либо на разбивочном чертеже красных линий в составе проекта планировки, либо на чертеже проекта межевания.
До поры до времени формально красные линии могли быть установлены и генеральным планом поселения, что следует из по-прежнему действующей Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждённой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30. В частности, упоминание о том, что красные линии могут быть установлены генеральным планом, содержится п. 3.8 Инструкции. Вместе с тем, данное положение очевидно противоречит действующим нормам Градостроительного кодекса РФ, который является нормативным правовым актом более высокой юридической силы. На данный момент точка зрения о том, что красные линии могут быть установлены исключительно либо проектом планировки, либо проектом межевания, является общепризнанной. Однако, положения вышеуказанной Инструкции, принятой в 1998 году, по-прежнему имеют большое методическое значение для лиц, выполняющих работы по нанесению красных линий на картах.
В практике органов местного самоуправления и органов государственной власти чрезвычайно распространена ситуация, когда на дежурных картах города наносятся проектные красные линии, которые либо не предусмотрены утверждённой документацией по планировке территории, либо нанесены в отсутствие документации по планировке территории. Нанесение проектных красных линий осуществляется исходя из нормативов для ширины улиц и дорог в красных линий, которые установлены Таблицей 11.2 в составе СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно этой таблице ширина улиц и дорог в красных линиях для магистральных дорог составляет 50-100 метров, для магистральных улиц – 40-100 метров, для улиц и дорог местного значения – 15-30 метров. Именно эти нормативы органы местного самоуправления и берут за основу при нанесении на картографический материал неутверждённых, а по сути несуществующих красных линий. Тяжесть последствий от такой практики для правообладателей земельных участков обусловлена тем, что органы публичной власти не проводят разграничение между проектными и утверждёнными красными линиями, то есть, иными словами, для органов публичной власти проектные красные линии являются действующими и обуславливающими все последствия, которые связывает с красными линиями действующее законодательство.
О каких юридически значимых последствиях идёт речь?
- Наиболее распространённое на практике юридическое последствие наличия утверждённых красных линий состоит в том, что в пределах территории общего пользования, границы которой определены с помощью красных линий, не допускается приватизация земельных участков (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В границах Калининградской области в данном контексте весьма распространены ситуации, когда во владении граждан, являющихся собственниками индивидуальных жилых или многоквартирных домов довоенной постройки, находятся земельные наделы, фактические границы которых обозначены на местности заборами и при этом выступают за границы красных линий. То есть имеет место сформированный и поставленный на государственный кадастровый учёт земельный участок, граница такого земельного участка, прилегающая к улице, проходит по красной линии и геодезически совпадает с ней, но при этом ограждения или заборы, которые обозначают фактические, исторически сложившиеся границы землепользований, находятся за границами красных линий и, соответственно, не попадают в границы земельных участков, сформированных под жилыми домами. В такой ситуации перераспределение земельных участков, образованных под существующими домами, и земель, прилегающих к этим земельным участкам и расположенных в границах красных линий, в силу правовой нормы п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не допускается. Единственный способ избажать сноса заборов или ограждений, в связи с наличием которых органы государственного земельного надзора нередко привлекают к административной ответственности за самовольное занятие земель, состоит в получении разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута в порядке гл. V.6 Земельного кодекса РФ.
- Местоположение красной линии значимо в контексте отступов от стены зданий, размещаемых на земельных участках. Мы знаем о том, что градостроительные регламенты в составе правил землепользования и застройки устанавливают минимальные отступы от стены зданий, возводимых на земельных участках, до границы таких земельных участков. При этом следует различать между отступами от стены здания до границы земельного участка и отступами от стены здания и красной линией проезда, по которой проходит одна из граница земельного участка. По общему правилу, в границах города Калининграда отступ от стены здания до границы земельного участка составляет 3 метра, отступ от стены здания до границы красной линии – 5 метров (например, градостроительный регламент для зоны застройки индивидуальными жилыми домами в составе Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», согласно которому минимальный отступ от стены индивидуального жилого дома до красной линии проезда должен составлять 5 метров).
Соответственно, несоблюдение рассматриваемого норматива влечёт за собой такое последствие как признание постройки самовольной.
- На практике весьма редко, но всё же возникает ситуация, когда красная линия проходит через территорию земельного участка, то есть «режет» его. Возникновение такой ситуации возможно в том случае, когда красная линии проведена после формирования соответствующего земельного участка. В результате номинально часть земельного участка обретает статус территории общего пользования, в связи с чем сужается и площадь «пятна застройки» конкретного земельного участка.
Выход из данной ситуации состоит в оспаривании – путём предъявления административных исков в порядке, установленном гл. 21 КАС РФ – документации по планировке территории, то есть проектов планировки или проектов межевания, которыми установлены соответствующие красные линии.
Сразу хочу отметить, что оспаривание местоположения красных линий путём предъявления административых исков – это тема для отдельной статьи, написание которой требует сбора обширного эмпирического материала.
Вместе с тем, при оценке судебной перспективы административного иска, направленного на оспаривание местоположения красной линии, следует учитывать позицию Конституционного суда РФ, выраженную в Определении от 25.02.2016 № 242-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Рассмотрев конституционную жалобу гражданина В.А. Казаковцева на положения пп. 11 п. 1 Градостроительного кодекса РФ, которым, как было указано в начале настоящей заметки, сформулировано определение красных линий, Конституционный суд РФ отметил, что «… порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации … таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий».
Таким образом Конституционный суд РФ признал правовую норму п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ соответствующей Конституции РФ и дал понять, что местоположение красных линий отражает стратегические закономерности в деятельности органов публичной власти по развитию территорий муниципалитетов и по созданию комфортной городской среды.
Альтернативный способ решения вопроса, когда красная линия «режет» территорию земельного участка, заключается во внесении изменений в действующую документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания), что требует весьма больших и организационных затрат – достаточно учитывать, что внесений изменений в такую документацию потребует проведения публичных слушаний с привлечением общественности.
Думаю, что изложенный в этой заметке материал обеспечит понимание базовых моментов вокруг института красных линий. Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете обратиться ко мне за консультацией.