30
Авг
2021

Дух творит себе форму: акценты расставляет архитектор Екатерина Масалова

Если бы я не стал юристом, я бы наверное стал архитектором. Никакое другое искусство не вдохновляет меня так сильно как архитектура. Летом 2019 года, когда был опубликован мой разговор с историком С.В. Лонской, у меня возникла идея взять интервью у молодого архитектора. В силу разных обстоятельств мне долгое время не получалось реализовать этот замысел – вы могли заметить, что рубрика “Интервью” не обновлялась целых два года. Причиной тому стала как собственная загруженность, так и трудности при поиске надлежащего кандидата. Подписавшись в Инстаграмме на аккаунт архитектора Екатерины Масаловой, я понял, что мне наконец удалось найти специалиста, который сможет дать развёрнутые ответы на мои вопросы.

  1. Валентин Шефер: Жизнь показывает, что большинство людей работает и мучается на нелюбимых работах. Выдающихся успехов человек достигает только тогда, когда по-настоящему любит своё дело. Какие факторы повлияли на выбор вашей профессии? Иными словами, что сподвигло вас прийти в мир архитектуры?

Екатерина Масалова: Так как я всегда считала себя творческим человеком, для меня было важно, чтобы моя жизнь была связна с чем-то прекрасным. В детстве я много рисовала (даже закончила художественную школу), любила что-то придумывать, поэтому мне очень хотелось связать будущее именно с творчеством. Но какая-то практичная сторона моего сознания подтолкнула меня к выбору более утилитарного направления. И когда в старшей школе передо мной встал вопрос о выборе профессии, я решила, что архитектура мне подойдёт. И курсы, что я посещала перед поступлением, закрепили мою уверенность.

  1. Валентин Шефер: Вопрос про образование, полученное в БФУ им. И. Канта. Насколько я могу судить исходя из собственного студенческого и аспирантского опыта, сейчас в России весьма злободневна проблема «моста» между теорией и практикой? Увы, но иногда университеты предлагают обучающимся далеко не самые современные программы. Многое ли вам дал университет? Чувствовали ли вы себя готовым специалистом после получения диплома? Или пришлось на практике учиться с нуля?

Екатерина Масалова:  Я считаю, направление архитектуры, да и строительную сферу в целом, очень прикладной спецификой. Простыми словами, ты должен знать огромною базу, чтобы понимать хоть что-то в проектировании зданий. Могу сказать, что мне университет эту базу дал. Но что касается, к примеру, компьютерных программ, которые в наше время играют большую роль в сфере проектирования, то здесь мне уже не хватило знаний университета. Многое приходилось изучать самостоятельно. Но я скажу, что это не главная проблема, сейчас в интернете куча различных онлайн курсов по изучению программ для проектирования и визуализации. А вот где была значительная слабина, так это в современном подходе к образованию, особенно что касается прикладных предметов. Многие преподаватели всерьёз считали, что строить нужно как в Советском Союзе! Что уж говорить о современных тенденциях в архитектуре.

Полностью готовым специалистом после получения диплома я себя не ощущала. Но могу с уверенностью сказать, что БФУ всё-таки дал необходимый толчок. Без этих знаний я точно бы не стала архитектором.

  1. Валентин Шефер: В чём в настоящее время состоит ваша каждодневная работа? Она разнообразна или пока что вы курируете какой-нибудь узкое направление?

Екатерина Масалова:  Если кратко, то сейчас моя главная задача состоит в создании концептуальных решений. То есть, когда заказчик обращается в проектную фирмус целью построить здание, я начинаю работу первой. Я размещаю объект на участке, определяю его габариты с учетом всех норм, после этого приступаю к созданию планировочных решений. Обычно на этом этапе подключается инженер-технолог, который помогает решить планировки технологически сложных объектов, и конструктор — его задача скорректировать планировки относительно конструктивных решений. Затем я приступаю к созданию фасадов. Естественно, каждый этап согласовывается с заказчиком. На выходе мы получаем архитектурный проект в виде альбома с изображением нашего будущего строения. Затем этот альбом передаётся в руки инженеров, которые в дальнейшем превратят концепцию в полноценный проект.

Конечно, далеко не всегда моя работа выглядит именно так. Бывают заказы, где нужно просто отрисовать фасады или планировки, выполнить чертёж или визуализировать картинку, а одна из самых частых задач — анализ земельных участков и работа с генпланами.

  1. Валентин Шефер: Каждый специалист в своей работе вынужден руководствоваться определёнными рамками, которые задаются отраслевым законодательством, стилем управления начальства, «кухней», сложившейся в конкретном коллективе. В этом плане было бы интересно узнать, в чём состоит ваш собственный профессиональный стиль. Есть ли у вас свой «конёк», который позволяет непременно проявить свою индивидуальность и выделиться среди других специалистов вашего профиля?

Екатерина Масалова: В силу своего возраста я не могу похвастаться огромным опытом в строительной сфере, но даже за эти несколько лет работы отмечу, что для меня очень важную роль играет урбанистика. Прежде чем нарисовать красивый фасад, сначала я хорошо поработаю над генпланом. Считаю, что грамотно составленный генплан — это ключ к успешному проекту, а значит, и к комфортной городской среде. Как показывает практика, далеко не все задумываются о комфорте человека вне здания.

Также сейчас я работаю над своим собственным стилем, индивидуальной подачей проектов. Для меня важно, чтобы весь архитектурный проект был качественным и продуманным.

  1. Валентин Шефер: Есть ли в вашей работе какие-нибудь негласные табу? Какие поступки ни при каких условиях не вправе совершать архитектор?

Екатерина Масалова: Честно, мне трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, у уважающего себя архитектора должны быть принципы, которыми он не станет пренебрегать, проектируя здания. Но с другой, есть заказчик, есть нормы, есть ограниченный бюджет — в большинстве случаев рамки очень жёсткие. Но я ещё никогда не сталкивалась с тем, чтобы мне приходилось создавать что-то настолько ужасное, за что было бы до такой степени стыдно. Если правильно выстроить диалог с заказчиком, то удастся избежать таких проблем.

Вспомнила один случай, когда заказчик попросил переделать фасад, который несколько лет назад проектировал другой архитектор. Здание на тот момент было почти достроено, и материалы для фасада были заказаны по старому проекту. Признаюсь, это очень сложная работа. Я пыталась “слепить” из того, что было, достойный внешний вид. Естественно, в рамках моего понимания прекрасного вышло так себе. Это не то здание, проходя мимо которого можно гордо говорить, что я архитектор. Но если рассматривать ситуацию в целом, то проделанная работа не столь плоха.

  1. Валентин Шефер: Вам наверняка приходилось путешествовать по европейским странам и другим городам нашей страны. На данный момент мы, говоря по-правде, не можем конкурировать с Западной Европой, и даже сравнение с самым ближним зарубежьем будет явно не в нашу пользу. А вот если сравнивать Калининград с другими областными центрами России – выдерживает ли наш город конкуренцию с точки зрения качества городской среды? Если ли у Калининграда своя архитектурная «изюминка»? Какие тенденции в застройке нашего города сейчас являются доминирующими?

Екатерина Масалова: Полностью с вами соглашусь насчёт неконкурентоспособности с Западной Европой. И всё-таки, Калининград, хоть и маленькими шажочками, но движется в нужном направлении развития городской среды. И на фоне Российских городов, считаю, что наша область вполне достойна. Я сама переехала сюда с севера России, если быть точнее, из города Архангельска, и на его фоне Калининград выглядит впечатляюще.

Пожалуй, главная изюминка Калининграда — это сложившаяся ещё в Восточной Пруссии организация городского пространства.  Несмотря на то, что большинство немецкой архитектуры было уничтожено войной, некий скелет города всё равно сохранился. В особенности я сейчас говорю о Центральном районе, о небольших городах по типу Светлогорска, Советска или Ладушкина. Это узкие улицы (относительно улиц других Российских городов), брусчатая дорога, невысокие здания до пяти этажей, плотная застройка, достаточное количество деревьев и кустарников, скверы и парки. Если обобщить, то такая организация городского пространства соразмерна человеку. Таким образом мы можем полноценно контактировать с улицами города, рассматривать фасады, видеть текстуры — это даёт человеку ощущение уюта и комфорта. Конечно, далеко не все районы Калининграда могут похвастаться такими пространствами. К сожалению, у нас тоже появляются спальные районы из многоэтажных домов, которые противоречат всем принципам урбанистики.

Если говорить о тенденциях, то я скажу, что большинство людей всё-таки стремятся к западноевропейскому уровню жизни. В теории у нас есть понимание, что мы должны правильно организовывать наши улицы: отдавать предпочтение пешеходам, велосипедистам, общественному транспорту; модернизировать трамваи; оборудовать улицы для свободного передвижения маломобильных групп населения; стремиться к созданию простых, эстетичных фасадов и т.д. Но сотворить все это на практике получается едва ли.

  1. Валентин Шефер: Качество и внешний вид зданий оказывают очень большое влияние на облик города. В связи с этим вопрос скорее из экономической плоскости: есть у калининградских застройщиков мотивация строить красивые здания? Получается ли им найти «золотую середину» между эстетикой и функциональностью?

Екатерина Масалова: Как ни крути, но главная цель любого застройщика заработать деньги. И это абсолютно понятная мотивация. К примеру, у застройщика есть бюджет для строительства многоквартирного жилого дома, и его главное желание — с минимальными тратами получить максимум прибыли. Но у этого желания есть ограничители в виде строительных норм, логики проектировщиков и самое главное — финансовых возможностей потенциального потребителя. И чем больше финансов у потребителя, тем выше будут его требования к конечному продукту. И если застройщик изначально рассчитывает на “богатого” потребителя, то у него есть мотивация строить хорошо. И банально, если дом строится где-то на окраине города, то здесь уже очень сложно регулировать аппетиты застройщика. Отсюда я делаю вывод, что общий уровень жизни населения и есть главный регулировщик “красоты”. Всё-таки отмечу, что я сталкивалась с застройщиками, для которых цель “сделать качественно” — есть первостепенная. Но даже здесь главным регулировщиком всё равно выступает бюджет.

Как говорил знаменитый архитектор Ле Корбюзье: “Функция рождает форму”. И это не просто громкая фраза, а очень глубокая мысль. Я искренне считаю, что именно функциональные решения создают красоту. Например, если взять спальный район, застроенный многоэтажными зданиями, на первый взгляд может показаться, что это хоть и не красиво, но зато функционально. Ведь здания высокие, а значит, занимают меньше места, есть возможность разместить больше квартир, следовательно обеспечить жильём больше людей. Но это абсолютное заблуждение. Уже множество раз было доказано, что спальный районы вредят городам и их жителям. И напротив, если мы рассмотрим квартальный тип застройки малоэтажными и среднеэтажными домами, то помимо выигрышного функционала мы получим гармоничные фасады. Как я уже говорила выше, именно близкий контакт человека с архитектурой улиц определяет общее восприятие красоты.

Стало быть, нашему городу, да и всей России, сначала нужно прийти к функциональной застройке улиц, и, я уверена, красота придёт вместе с ней.

  1. Валентин Шефер: Ранее, когда я не пользовался автомобилем и передвигался по городу в основном пешком, то специально мог выстроить маршрут таким образом, чтобы посмотреть на красивые фасады ласкающих глаз зданий. А если ли у вас свои любимые пешеходные маршруты в границах Калининграда?

Екатерина Масалова: Я люблю гулять по центральному району Калиниграда. Благо, живу в центре, и для меня банально поход на работу или в магазин уже является прогулкой по любимым улицам.

Если говорить конкретней, то можно сформировать такой маршрут: начать с улицы Менделеева, выйти на проспект Мира, миновать Бассейную, заглянуть на пруд Поплавок, пройтись по Чапаева, перейти на Красную улицу, или параллельные им Леонова, Комсомольскую, затем выйти на Карла Маркса, а после по Репина или Кирова добраться до Советского проспекта, а оттуда недалеко до Верхнего озера, где тоже можно хорошо провести время.

Думаю, в Калининграде найдется немало приятных глазу и душе маршрутов.

  1. Валентин Шефер: Каждый успешный человек имеет свое кредо, подчиняется некому комплексу добродетелей. Какие у вас главные принципы?

Екатерина Масалова: Для меня важно любить свою деятельность, не стоять на месте, всегда совершенствоваться и развиваться. Чем больше ты узнаешь нового, чем больше практикуешься, тем больше сможешь дать городу и его жителям. Потому что архитектура, да и строительная сфера в целом, это бесконечный опыт. С каждым новым проектом я получаю новые знания, который применяю в дальнейшей работе. И конечно же, всегда нужно ориентироваться на удачные примеры, вдохновляться хорошей архитектурой.

  1. Валентин Шефер: И наконец, классический вопрос, который я задаю людям, у которых я беру интервью. Какие у вас цели на ближайшие 10 лет?

Екатерина Масалова: В самое ближайшее время я собираюсь усовершенствовать свой навык в визуализации зданий, это скорее о личных профессиональных задачах. Затем я хочу собрать портфолио и продолжить работу, как самостоятельный архитектор. У меня есть множество идей, которые я бы хотела внедрять в своих будущих проектах, и которые, я уверена, принесут пользу как заказчикам, так и нашему городу в целом. И я хочу преподносить свои проекты в качественном виде, а для этого, конечно же, нужно совершенствоваться. Надеюсь, что через десять лет смогу лицезреть плоды собственных трудов!

Екатерина Масалова.