«Джокер» земельного юриста – запрос в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Успех в практике по межевым спорам может быть достигнут только в случае максимально основательной проработки «истории вопроса». Информации, содержащейся в выписках из ЕГРН, всегда недостаточно. Юристу приходится распутывать и прослеживать хронологию развития ситуации по каждому объекту, с которым приходится работать. Юрист обязан выяснить, как складывалась история формирования и приобретения земельного надела, являющегося предметом гражданского или административного спора, а в случаях, когда речь идёт о ранее учтённых земельных участках, выполнение таких действий становится остро необходимым. В ситуации острой нехватки юридически значимой информации, отсутствия необходимых материалов у клиента земельный юрист может обратиться к «палочке-выручалочке» – своего рода карточному джокеру в лице запроса в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства.
Государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства – это крупнейший архив землеустроительной документации, геодезической и картографической продукции, который создан в результате осуществления на территории Российской Федерации деятельности по землеустройству. Создание государственного фонда данных было предусмотрено ст. 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Государственный фонд данных создан в результате постепенного накопления землеустроительной документации в отношении объектов землеустройства. Так, в соответствии с п. 17 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» «… юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения». Таким образом, из вышеуказанной правовой нормы следует, что государственный фонд данных постоянно пополняется.
Перечень объектов землеустройства установлен в ст. 1 указанного выше федерального закона. В настоящее время, когда Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ давно утратил своё былое значение вследствие принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, земельные участки больше не выступают объектом землеустройства, однако так было не всегда – до принятия Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ, вступившего в силу 17.05.2008, к числу объектов землеустройства принадлежали и земельные участки. В силу того, что к объектам землеустройства раньше принадлежали и земельные участки, из государственного фонда данных по запросу правообладателей соответствующих земельных наделов представляется возможным получение землеустроительных дел в отношении земельных участков, которые формировались на основании проектов территориального землеустройства или проектов границ до введения в оборот схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории, то есть до 2009 года. Таким образом, существование и постоянное пополнение государственного фонда данных позволяет получать землеустроительную документацию и, в том числе, картографическую информацию, в отношении всех объектов землеустройства, к которым с момента вступления в силу Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и вплоть до 17.05.2008 относились земельные участки.
Запросы о предоставлении информации из государственного фонда данных направляются в территориальное управление Росреестра и подлежат рассмотрению в сокращённые сроки – в течение трёх рабочих дней. Информация из государственного фонда данных, по общему правилу, предоставляется лицам, которые выступают правообладателями объектов, в отношении которых направлен соответствующий запрос.
Для целей нашей статьи важно отметить, что по запросам, направляемым в государственный фонд данных, нередко предоставляются не только материалы собственно из государственного фонда данных, но и материалы, поступившие в территориальное Управление Росрестра в связи с реорганизацией комитетов и ведомств. У граждан, относящихся к поколению моих родителей, по-прежнему на слуху такие термины как «горкомзем» и «райкомзем», речь идёт о территориальных подразделениях Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, который был учреждён постановлением Совета министров – Правительством Российской Федерации от 02.02.1993 № 91. Сокращенно Комитет по земельным ресурсам и землеустройству назывался «Роскомзем» и выступал центральным органом федеральной исполнительной власти в сфере земельной политики страны. Среди всего прочего, на Роскомзем была возложена функция по ведению государственного земельного кадастра, то есть функции, которую в настоящее время выполняет ФГБУ «ФКП Росреестра». Роскомзем также осуществлял функцию по организации проведения работ по землеустройству. Таким образом, в период существования Роскомзема (1993 – 1999) вся землеустроительная документация оформлялось при посредстве этой структуры. В 1999 году на основании постановления Правительства РФ от 06.07.1999 № 744 Роскомзем был упразднён, а его функции были переданы другим структурам и, в первую очередь, земельным кадастровым палатам.
Таким образом, по запросам о предоставлении информации из государственного фонда данных заявителю также могут быть предоставлены документы из сферы кадастра и землеустройства, которые оформлялись в территориальных подразделениях Роскомзема, то есть в «горкомземах» и «райкомземах».
Исходя из своего опыта направления запросов в государственный фонд данных, мне представляется возможным составить приблизительный перечень документов, которые могут быть предоставлены территориальным подразделением Росреестра:
- землеустроительные дела, проекты территориального землеустройства и проекты границ в отношении ранее учтённых земельных участков, то есть земельных участков, которые отводились и формировались в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» или до введения данного федерального закона в действие – такая информация может быть использована в различных целях: вплоть до восстановления границ ранее учтённых земельных участков;
- инвентаризационные планы садовых товариществ – такая информация может пригодиться в целях формирования садовых или огородных земельных участков из земель публичной собственности, а также при уточнении местоположения декларативных участков, поскольку позволяет определить исторически сложившиеся границы земельных участков, входящих в состав СНТ или ОНТ, а также местоположение границ самого СНТ или ОНТ;
- материалы, которые оформлялись в ходе реализации процедуры выдела в натуре земельных паёв (земельных доль): сюда относятся материалы, которые оформлялись при проведении собраний собственников земельных доль, землеустроительные дела с картографическим материалом, документы, оформлявшиеся органом местного самоуправления – такие сведения позволяют собственникам невыделенных в натуре земельных паёв определить их ориентировочное местоположение с целью выдела в натуре.
Таким образом, в ситуации, когда исходных материалов недостаточно, запрос в государственный фонд данных позволяет оперативно получить важную архивную и картографическую информацию в отношении объектов, с которыми доводится работать земельному юристу. В связи с этим запрос в государственный фонд данных выступает карточным джокером, «секретом фирмы» земельного юриста, неотложным приёмом, позволяющим значительно более эффективно решать стоящие перед ним задачи.