29
Май

Наиболее важные принципы и положения «лесной амнистии»

2017 год был ознаменован вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», который среди правоприменителей и простых граждан получил просторечное название «Закон о лесной амнистии». Федеральный закон № 280-ФЗ, который вступил в силу 11.08.2017, стал одним из самых резонансных проектов, реализованных федеральным законодателем в 2017 году – наравне с Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Примечательно, что оба федеральных закона были приняты Государственной думой РФ в один и тот же день.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ был разработан с целью защиты прав и законных интересов и повышения уровня правовой защищенности граждан и юридических лиц, владеющих земельными участками, относительно которых в результате несовершенства данных государственного кадастра недвижимости и лесного реестра были выявлены пересечения с лесными участками, лесничествами, лесопарками и землями лесного фонда. Необходимость защиты прав и законных интересов владельцев земельных участков, и, в первую очередь, застройщиков, объяснялась весьма значительными ограничениями по режиму использования лесных земель. А именно, поскольку Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 № 4613-1), Лесным кодексом РФ от 21.01.1997 № 22-ФЗ, а также действующим Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ были установлены запреты на предоставление земельных участков государственного лесного фонда в целях размещения объектов капитального строительства, земельные участки, пересекающиеся с лесными участками, лесничествами и лесопарками могли быть принудительно изъяты у их правообладателей по судебному решению.

В истории калининградского правосудия имели место два громких прецедента, когда по иску органов прокуратуры в судебном порядке прав на земельные участки по данному основанию действительно прекращались.

В первую очередь, на память калининградских земельщиков со стажем приходит известное решение Московского районного суда г. Калининграда, вынесенное судьей И.З. Вартач-Вартецкой в 2012 году по делу № 2-1945/2012 по иску межрайонной природоохранной прокуроры в отношении ТИЗ «Перспектива-Вест», которому в 1993 году под строительство коттеджного посёлка муниципалитетом предоставлялся крупный земельный участок по шос. Мамоновскому (в настоящее время – ул. Красивая). Право постоянного бессрочного пользования ТИЗ «Перспектива-Вест» в отношении земельного участка было прекращено на том основании, что, как было установлено судом, на момент его предоставления он входил в состав городских лесов, относящихся к землям государственного лесного фонда, распоряжаться которыми могла только Российская Федерация, а не орган местного самоуправления. Кроме того, суд пришёл к выводу, что предоставление земельного участка для целей жилищного строительства могло быть допустимым только при условии проведения процедуры перевода лесных земель в нелесные, что сделано не было. В итоге ТИЗ «Перспектива-Вест» право на землю утратил, а проблемы конкретных граждан, являвшихся членами ТИЗ «Перспектива-Вест», связанные с регистрацией прав собственности на индивидуальные жилые дома и приобретением образованных под ними земельных участков, пришлось решать калининградской городской администрации, которая с этой задачей, надо отдать ей должное, в целом справилась.

Вторым громким судебным прецедентом стало решение Центрального районного суда г. Калининграда, вынесенное судьей Т.В. Мишиной в 2015 году по делу № 2-1617/2015, которым были признаны отсутствующими права собственности восьми членов СНТ «Лесное» на земельные участки, предоставленные мэрией г. Калининграда для ведения садоводства в 1998 году, а также признан недействительным кадастровый учет этих земельных участков. При вынесении данного решения суд руководствовался фактами, свидетельствующими о том, что земельные участки, предоставленные садоводам, на момент их отвода были расположены в границах Матросовского лесничества Приморского лесхоза, а в состав СНТ «Лесное» были включены незаконно, фактически, путем самозахвата.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ довольно объёмен и сложен для восприятия. В рамках отдельно взятой статьи рассмотрение всех нововведений, установленных этим законом, не представляется возможным. Поэтому в настоящей заметке мы постараемся тезисно и в максимально сжатой форме отметить только наиболее важные принципы «лесной амнистии».

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ была введена в действие новая редакция ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В пункте 3 данной статьи был закреплен один из основных принципов «лесной амнистии», в соответствии с которым в случае противоречий в сведениях между лесным реестром, лесным планом субъекта Российской Федерации, с одной стороны, и Единым государственным реестром недвижимости, правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами, с другой стороны, принадлежность земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016, к определенной категории земель определяется исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, либо в соответствии со сведениями, содержащимися в правоудостоверяющих или правоустанавливающих документах.

Принцип № 1. Для случаев разрешения вопроса об определении категории земель, к которой относится земельный участок, права на который возникли до 1 января 2016 года, установлен общий принцип приоритета сведений из Единого государственного реестра недвижимости над сведениями из лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации.

В пункте 10 этой же статьи Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было закреплено дополнительное положение, которое конкретизировало вышеуказанный принцип, а именно в случае противоречия сведений о принадлежности земельного участка к определённой категории земель, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с одной стороны, и в правоудостоверяющих и правоустанавливающих документах на землю, с другой стороны, приоритет отдаётся сведениям, содержащимся в правоудостоверяющих или правоустанавливающих документах на землю — за исключением случаев, когда в отношении земельного участка ранее был вынесен акт о его переводе из одной категории в другую.

Второй важнейший принцип «лесной амнистии» был закреплен в п. 4 новой редакции ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Данный пункт установил принцип привязки по территориальному признаку, в соответствии с которым, несмотря на сведения о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда, содержащиеся в лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельные участки, земельный участок, расположенный в границах населенного пункта, подлежит отнесению к категории земель населённых пунктов. Это правило действует для земельных участков, которые до 8 августа 2008 года предоставлены:

  • для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданам или садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям;
  • для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, либо образованы из подобных земельных участков;
  • предоставлены для личного подсобного хозяйства, либо образованы из подобных земельных участков.

Принцип № 2. Вне зависимости от указаний на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда, содержащихся в лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, Едином государственном реестре недвижимости, правоудостоверяющих и правоустанавливающих документах на землю, земельный участок, предоставленный до 8 августа 2008 года для целей садоводства, огородничества, строительства жилого дома, личного подсобного хозяйства, расположенный в пределах населённого пункта, относится к категории земель населённых пунктов.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ была введена в действие ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», которой было установлено важное правило, касающееся порядка образования лесных участков под объектами недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 1 января 2016 года и назначение которых не связано с использованием лесов.

Пункт 1 ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ закрепил, что образование лесных участков под такого рода объекта недвижимого имущества осуществляется в соответствии с утвержденными схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а не в соответствии с проектной документацией лесных участков, как это требует пп. 2 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.

Принцип № 3. Образование лесных участков, на которых расположены объекты недвижимости, права на которые возникли и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 1 января 2016 года и назначение которых не связано с использованием лесов, осуществляется на основании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а не на основании проектной документации лесных участков.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ была введена в действие ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под названием «Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков».

Данная статья содержит длинный перечень нововведений, наиболее важные из которых в контексте «лесной амнистии» сосредоточены в п.п. 1, 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Этими правовыми нормами установлен принцип, в соответствии с которым при уточнении (местоположения) границ земельных участков, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, а также при образовании земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, права на которые возникли и зарегистрированы до 1 января 2016 года, факт выявления пересечения таких земельных участков с лесными участками, лесничествами или лесопарками не является препятствием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. 

Принцип 4.1. Выявление пересечения границ земельных участков, права на которые возникли до 1 января 2016 года и до внесения сведений о местоположении лесных участков, с лесными участками, лесничествами и лесопарками, не является препятствием для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ таких земельных участков.

Принцип 4.2. Выявление пересечения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, права на которые возникли до 1 января 2016 года, с лесными участками, лесничествами и лесопарками не является препятствием для государственного кадастрового учета в связи с образованием таких земельных участков и государственной регистрации прав на них.

В заключение отметим крайне прогрессивное и смелое с точки зрения новаторства  положение п. «5» ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, которым по сути, в дополнение к апелляционной, кассационной, надзорной инстанциям и инстанции пересмотра судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, была создана самостоятельная судебная инстанция для пересмотра судебных решений, на основании которых права граждан и юридических лиц на земельные участки были прекращены в связи с выявлением факта их нахождения в границах лесничеств и лесопарков.

В частности, вышеуказанная норма Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ наделила правообладателей земельных участков, права которых были прекращены на основании судебных решений, вынесенных до даты вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 11.08.2017, правом предъявить иск о признании прав собственности на такие земельные участки в течение года с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, то есть до 11.08.2018.

Таковы основные вехи и принципы «лесной амнистии», введённой в действие Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ. На сегодняшний день объективно оценить результативность этого закона пока что непросто.

С актуальными публикациями и новостями на тему «лесной амнистии» можно ознакомиться на очень актуальном и злободневном сайте леснаяамнистия.рф.